На сайте международной «Православной интернет-карусели» подведены итоги дистанционного конкурса рисунка
Воскресное архиерейское богослужение в Софийском соборе Южной столицы
В Алма-Ате состоялась презентация издания Библейских книг на казахском языке
В неделю о Страшном Суде Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Южной столицы

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Владыка: Христос воскресе!

Народ: Воистину воскресе!

Самый лучший обет, самое лучшее исповедание веры своея, когда на вопрос: Христос воскрес ли?» – отвечают: «Воистину воскрес!»

На этом малом свидетельстве истинности Христова воскресения зиждутся богословские и догматические доктрины апостола Павла о Христе, бессеменное воплощении Христа от Девы Марии, Его учении и Евангелие, Церковь с ее дисциплиной, священство благодатное.

Дух Святый поставляет священнослужителей, а не капризы отдельных архиереев и не капризы отдельных церковных советов, не капризы особых поклонниц-матушек. Дух Святый поставляет священнослужителей. Дух Святый поставляет епископов, а нам порою не нравится и кажется, что лучше бы другого поставили. Это, конечно, искушение наше, мы же не знаем, что завтра будет, какие будут распоряжения послезавтра, какие будут действия Святаго Духа дальше и дальше, и дальше, но всегда меряем на свой метр, что сегодня сотворено.

Дух Святый действует в Церкви, хотя иногда и в Церкви бывают замешательства. Так и были когда-то замешательства в прекрасном раю радости, раю светлости, когда богосозданным супругам Адаму и Еве сатана подбросил такое прекрасное яблоко надежды с советами: станете богами... Но оказалось то, что оказалось. По сей день мы страдаем, начиная от Авеля. И в ад много пошло после Адама и Евы, дондеже не пришел Иоанн Креститель благовестить, что Бог явился во плоти, Бог воплотился в человеческое тело, Бог пришел спасти мир человеческий. И милосердие Божие с любовью, как говорит Иоанн Златоуст, совершило и в аду то, что нам, человекам, неведомо, ибо любовь Божия превосходит человеческие чувства, взаимоотношения и т.д.

Так в течение послепасхальных дней до дня Святыя Троицы рассуждают учители Церкви, богословы раскрывают книги Писания, где повествуется о пришествии в мир Христа Спасителя, о Его учении, о Евангелии, Апостолах, о Церкви и обещании вечных будущих благ всем пришедшим чрез крещение к вере во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Вот с такой радостью духовной, в таком духовном опоясании находятся все верующие христиане. Так и мы с вами, пришедшие сегодня сюда разделить Божественную службу. Милосердный Господь оставил нам после Святой Пятидесятницы ту благодать, что Дух Святый поставляет священнослужителей. Святый Апостол Павел, как я сказал уже, прекрасно все это разъяснил и прекрасно уложил в сердце человеческое и разум человеческий и изобразил, и оставил верующим свои письмена бессмертные. Планы Божии непостижимы, и мы ничего на это сказать не можем и подсказать, и рассуждать о том, что будет завтра. Но мы знаем то, что было позавчера, вчера и тысяче-летие назад. А Христос Спаситель сказал, что слова Мои истинны, и без Моих слов не можете творить ничесоже, потому что Я все исповедую от Отца Моего. Я послан на землю Отцом Моим, и Я воплотился в тело простого раба – человека, чтобы человека обожить, родимей Богу сделать и чтобы в день «чаю воскресения мертвых» (как Спаситель говорит в начале Евангелия от Иоанна, и как прекрасно толкует святый Павел) мертвые восстали, а живые изменились.

Ломают голову химики: как это может быть? Ломают голову веществоиспытатели: как это может быть? Все сгорело, все переработалось химически: волк съел, вода размывала, огонь сожег, все рассеялось! Но вышние законы еще есть, что в мире все экономически сохраняется, хотя бы газета и тридцать раз сгорела и в трубу вылетела, все равно сущность ее остается.

Вот интересный момент вам расскажу. У нашего философа, большого христианина, большого боголюбца, большого человеколюбца Достоевского есть такой момент в «Братьях Карамазовых», который мистическому человеку очень нравится, образованному верующему человеку нравится и заставляет думать даже маловерующих людей. Достоевский на основании Писаний, на основании истории, на основании предания, на основании Пророков, на основании свободы человеческого полета мысли посмел, и не ошибся, человечеству оставить интересные материалы и мотивы, на которых зиждется и наука, и мысли, и вера, увенчанные живоносным Крестом. Такой есть у него момент.

– Бог есть? – Иван-ученый спрашивает у беса, который вроде человека-приживальщика, с опаловым камушком в галстуке и с перстнем. Бес молчит.

Бес не может ответить Ивану, есть ли Бог. Иван его припирает. Бес легкий. Как обычно, бес и туда, и сюда, и везде он без мыла влезает, и вылезает из воды сухим. В конце концов Иван его припирает к стене, а он во плоти человека, он не может объявить себя, кто именно он есть, и что на свете есть сатана. (Сатана же очень прячется. Вы не думайте, что сатана любит играть в жмурки и в шутки. Ух, он очень прячется. Сатана в шутки не играет, если он будет в шутки играть, то быстро станет нам понятен, понятен общей большой толпе. Тогда же поведется с ним определенная борьба, пойдет молитва. Поэтому он прячется и внушает, будто бы его нет, и будто бы каждый человек самостоятельно делает то, что делает. А он всех искушает, он отравляет самые первоисточники в нас, первые мысли в мозгах и сердце, и подкладывает такие красивые пожелания нашему сердцу и разуму, все портит в нас, и обещает ложь, и улыбается: «И весь мир твой, и Бога нет, и ничего нет, ты – царь мира! Ты! Ты! Ты!»)

Так вот, Иван припирает к стене приживальщика – беса: «Бог есть или нет? Сейчас же говори!» Тогда он говорит: «А у тебя часы есть?» – «Есть». Он вынимает часы – «Вот часы». Бес спрашивает: «Ну вот эти металлические часы откуда взялись?» Иван рассказывает весь процесс технической и химической обработки: руда, далее – доменные печи, сталь, прокаты, блюминги и так далее. А далее еле видная работа мастера. И говорит бес: «Когда эти часы твои разложатся на все элементы, из которых они созданы, мир должен кому-то крикнуть: «Осанна! Благословен грядый!»

Значит, сам-то бес исповедывал Господа Бога, Которому когда-то, в свое положенное время, все человечество воскликнет: «Благословен грядущий во имя Господне!» Тем более, что Христос Спаситель перед страданиями Своими так сказал: «Когда Я буду вознесен на крест, тогда Я всех привлеку к Себе». Он не сказал, что тогда привлеку к Себе верующих, но – всех! И, постольку-поскольку, Христа Спасителя слова истинны, то и обещания Его приемлемы верующей душой. Значит это было, как говорит Иоанн Златоуст и как говорят другие отцы Церкви, в Божиих планах, чтобы ни одна душа не погибла, которая уже погибла. (Трижды погибельный стыд, вероятно, уже погибель.) Но Христос говорит: «Всех привлеку к Себе». Значит, надежда есть не только у тех, кто сегодня не верует, не только у тех, которые будут завтра бунтоваться против Христа, а надежда есть у всего человечества. Но когда это будет, братья и сестры, вероятно, может быть и скоро... Бог весть. Когда эти часы разложатся и возвратятся в землю свою, может тогда это будет… внезапно, как молния с востока на запад, по словам Христа Спасителя.

[Замолчи, пожалуйста, эй! Это все скучные песни земные, неинтересные. Что-нибудь придумай, а это же скучное, тяжелое. (Реплика Владыки на выкрикивания болящей в храме)].

Значит, ваше внимание заостряется на том, что мы живем в счастливый период по Воскресении Христа Спасителя. Что мы счастливые все: и руки подымающие у пре-стола, и молящиеся с нами. Мы в период Пасхальный собрались на богослужение от Пасхи до Троицы, тогда, когда, по сказанию простых людей, Сам Бог еще ходит по земле и посещает больницы, посещает остроги, воинские части, посещает кельи и к сердечным вратам подходит. Сама Троица: «Я, Отец Небесный, для тебя Сына послал в мир. Ты открой двери сердца, и мы войдем к тебе, и трапезу совершим». Так вот, мы с вами, братья и сестры, счастливы, что в Новом Завете родились, счастливы, что мы во имя Святой Троицы в купели крестились, что мы так или иначе храним веру в Господа Христа, храним законы и семейные обязательства любви, и терпения, и уступок.

А то бывает так (я вам это напомню). Когда фонтаны били и луна светила – все было хорошо. А потом через год, два муж уже не нравится. Я в таких случаях говорю: «Ты люби его, дорогая, он же тебе нравился?» – «Да, нравился. Мне тогда казалось, что он с неба упал, такой он хороший был, как будто бы он поскользнулся там на небе и через облака упал». – «Так люби же его».

Апостол Павел говорит, что если твой муж стал плохим, подымал не раз топор на икону, это означает, что он сатане поддался. Для того, чтобы поддаться сатане есть много перспектив. Сатана, во-первых, искушает пищей телесной: «...хлеб наш насущный даждь нам днесь...», во-вторых, искушает благополучием и властью: занимаемая должность, служебное положение и ответственность. Много насилий совершает сатана, и только тот человек знает это, который знает это. А другой и не знает, что его губит враг рода человеческого.

Так вот, я говорю этой женщине, что ты же его полюбила – фонтаны свидетельствовали, луна молча свидетельствовала об этом. И она соглашается со мной. «Вот и надо его любить». – «Да он такой, сякой». – «Так ты же, когда на базаре бываешь, ты там лук пробуешь или редьку, покупая. Вот и на жизненном базаре купила такую горькую редьку. Теперь ты его только смири, по слову Апостола Павла, если он плохой, такой-сякой, топор на иконы поднял. Не бойтесь этого! Бога никто рубить уже не может. Хватит того, что на Голгофе Его прокололи копьем за род человеческий. И ты своего этого Мишу или Гришу люби, и держи его, и называй его ласковыми словами – Васек или Григорочек, как хотите. (Так я сегодня уже говорил, вы думаете новое я вам привез?)

Если ты, Христова ученица, причащающаяся Святых Таинств, то не гнушайся мужа во всех обстоятельствах семейных. Соприкасаясь с тобой и духом, и разумом, и сердцем, и телом, он будет освящаться понемногу. Он будет о тебя отшлифовываться и округляться, как на лучшем механическом станке болванка». (На заводе из полена такая красивая ножка для красивого стола получается).

Мы заканчиваем свое слово, оно очень разбросано, и время разбросано, и люди разбросаны, и я немножечко разбросан бываю. Ничего не поделаешь: мир, время, на-строение и осторожности человеческие. Раскрытое сердце, как ларек, в котором нет продуктов: в таком положении мы часто бываем, но от этого есть лекарство и помощь, т. е. всегдашняя молитва к Господу Духу Святому: «Прииди и вселися в ны...» Значит, наше слово такое разбросанное.

Такое мое слово сегодня, насыщенное большой красотой, вашему вниманию. Бог тот же, Церковь та же, Филарет тот же, сатана тот же ходит за нами, и Ангел хранитель тот же. А Ангел хранитель за ручку хотел бы нас к Свету светозарному вести, но что-то нас сзади задерживает, мы все время от Ангела-хранителя ручку свою отдергиваем. Ангел-хранитель плачет и слезки утирает ризою своею невещественной. А сатана смеется металлическим голосом: «Поймал, – говорит, – рыбку для ада».

Я такую фантазию не разводил бы вам, но она есть в Священном Писании, где все более фундаментально. И позавчера, и вчера, и сегодня во всем мире трезвые богословы об этом говорят, и мы что можем из этой большой и важной мировой богословской почтительной трапезы чрез себя преподаем вашему вниманию и вашей вере. Аминь.

 

Лента новостей