День памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Митрополит Александр совершил Литургию в Иверско-Серафимовском монастыре Алма-Аты
Глава Митрополичьего округа провел рабочее совещание с епископом Игнатием и посетил Михаило-Архангельский храм Актюбинска
Митрополит Александр совершил молебен на начало строительства Космо-Дамиановского храма в Алма-Ате
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр принял участие в заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в Валаамском монастыре

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой апостол Лука всю осень занимается с нами и даже часть зимы взял, и все благовествует, учит, утверждает христиан в христианской жизни и напоминает слова Христа Спасителя, притчи Христа Спасителя, напоминает человечеству о том, чтобы человек стал таким человеком, которого Бог хочет видеть, таким, ради которого и Сам Он воплотился для людей.

В сегодняшнее воскресенье положено святою Церковью чтение святого Евангелия от Луки, где святой Лука объясняет встречу одного человека, еврея, с Господом. Человека, вероятно, образованного, верующего, знающего закон Синайский, Богоданный для евреев, и через евреев человечеству. Этот человек уже наслышался проповедей Христовых и вот, подходит к Господу и говорит Ему: «Как мне спастись, быть наследником Царства Божия, которое Ты проповедуешь?» Христос Спаситель указал на закон: «Как читаешь и понимаешь закон, данный Господом Богом чрез Моисея?» Он говорит: «Закон мне известен, в законе сказано: поклоняйся Господу Богу Твоему от всего сердца твоего и помышления твоего; почитай, люби родителей твоих, тебя воспитавших, к ближнему относись по-человечески хорошо, без всякого лукавства, не воруй, не лжесвидетельствуй, не нарушай человеческих интимных законов, тех законов и инстинктов, которые прекрасно всем известны, о которых вслух не говорят, а которые сами во взрослом человеке очень сильно кричат, как и живут».

И человек этот говорит: «А я от юности все это знаю и исповедую эту веру, и люблю, и почитаю. Но вот Твое учение высшее, идеальное, так как Ты говоришь о небес-ном бессмертии души. Я-то знаю, что праотцы наши все в «шеол» сходили по смерти. И томятся там и Авраам, и Исаак, и Иаков». Христос Спаситель ему не объясняет категории, где пребывают души человеческие до страшного момента кончины мира, но говорит ему: «Ты правильно делаешь, что так поступаешь». Но человек, как бы оправдываясь и искушая Господа Бога, еще требует разъяснить ему высшее учение, преподаваемое Христом.

Тогда Христос Спаситель, видя, что он богатый человек, говорит: «Распродай свое имение, раздай бедным, иди за Мной с Моими учениками и будешь иметь то, что обещано таковым не раз уже Мною». Но то был богатый человек, он не был подготовлен к высшей аскетической жизни, не был готов все оставить, распродать, раздать и, ничего не имея, пойти за Иисусом Христом, наслаждаясь Его бессмертной проповедью, чтобы быть наследником Царства Небесного вместе с Апостолами. И он опечалился, склонил голову свою и отошел. Христос Спаситель посмотрел на учеников Своих и на удаляющегося человека и сказал: «Как все-таки трудно богатому войти в Царство Небесное».

И здесь Христос Спаситель, конечно, не осуждает богатство. Без богатства невозможно существовать на земле человечеству. Здесь Спаситель не культивирует обязательно бедность, а здесь Христос Спаситель понятно евреям тогда и нам ныне понятно говорит, что когда богатый всецело отдаст свое: все свое, сам себя и душу, и сердце богатству, накоплению, то, конечно, он не будет думать о Царстве Небесном, он не думает уже о бедном человеке, чтобы помочь ему во имя Господа и во имя человечества, во имя любви, он тогда уже ничего не думает, как и недавнишний богач ничего не хотел думать, думал только о том, как бы расширить свои хранилища и собрать побольше пшеницы, чтобы долго жить, веселиться, радоваться и на золото ее обменять.

Христос Спаситель у богатых людей бывал на обедах, Христос Спаситель бедных не выбирал, Христос Спаситель грань не ставил между богатством и бедностью физически, социально. Но Христос Спаситель всегда ставил грань между сердцем богача и сердцем страждущего бедняка. Бедность и нищих нельзя культивировать, потому что бедность будет склонна к воровству, что запрещено в законе Моисееве. Потребности и инстинкт желудка иногда требуют, чтобы человек шел на преступление, на обман. Если инстинкт у человека – пьянство, то он идет на всякий обман, чтобы получить известную сумму, он должен одолжить, выпросить или обмануть, чтобы выпить вина и утолить свой кричащий и беснующийся инстинкт пьянства.

Бедный человек зачастую благочестивый, очень терпеливый, доволен тем, что имеет. Богатый человек нетерпеливый, все ему мало, готов забрать весь мир в свои руки и все средства мировые. Но, как недавно сказал один ученый человек: «Все зависит от личности человека: будь он богатым, будь он бедным, все зависит от того, как он принимает учение религиозное, и как он принимает законы земные».

И поэтому Христос Спаситель отвечает тому человеку: «Как ты закон понимаешь, касающийся будущей вечной жизни и касающийся насущных дней человеческого существования? Думаешь ли ты, человек, только о себе, или немножко и об окружающих тебя? Каков ты сам человек, честный или нечестный?» Поэтому Христос Спаситель умно тому человеку ответил, а в его лице и всему человечеству, и сегодня нам с вами, братья и сестры. Он подчеркнул: «Как ты знаешь закон?» И будучи Богом, даровавшим человечеству закон, и будучи сердцеведцем, Он знал, что этот человек будет отвечать окружающим. И тот отвечал: «Закон говорит: не прелюбы сотвори, храни сердце в чистоте, не воруй, не лжесвидетельствуй, не говори слова божения или клятвы, почитай своих родителей». Этот еврей прекрасно знал все, что надо выполнять для жизни вечной, для спасения. Но ему было известно, как уже было сказано, что и сам Креститель в преисподней, и Ева, и Адам. А Христос Спаситель благовествует о жизни вечной и о бессмертии души. Но этот человек был богатым и на богатство свое иначе, по-видимому, смотрел, как о том говорит святой Иоанн Златоуст в своей проповеди, на сегодняшний день.

Так Бог ведает, как мы что понимаем, и Бог ведает, как мы что хотим творить. Человек – это есть такое существо тайное, в нем заключен весь мир. И только человек и дух его знает, что в человеке. И Бог ведал, с какой целью подходил человек этот к Иисусу Христу, и Он ответил ему то, что ответил.

Возлюбить Господа Бога всем сердцем и всем помышлением – первая заповедь, братия и сестры, во все века и на протяжении всего человечества. Такова она и сегодня, и до смерти вселенной будет. Без любви к Господу Богу ничего не получишь, без почитания Господа Бога ничего не получишь. Я вспоминаю одного высокопоставленного русского человека, художника слова, который умер в 1911 году, и который, когда рассуждал на богословские темы, сказал, что в мире есть замечательные три любви между людьми.

Первая любовь – это художественная любовь. Вот он любит встречаться с ним, вот он любит письма от него получать, любит письма ему писать, приветствовать его. Это любовь художественная.

Любовь есть материальная, когда человек другому человеку помогает материально, вероятно, деньгами. И любовь есть третья – самоотверженная, ради которой друг за друга готовы пойти и в огонь, готовы на суде покрыть и готовы самую смерть принять за человека – так он любит того человека и желает, чтобы он оставался жить, и берет на себя его преступления. Я знаю, такие люди есть, и поэтому я смело пред вами говорю. Если бы я не знал, а только это слово художника пера вам преподносил, так этого было бы мало. Но этот художник пера, он это знал, он это переживал, и ему были доступны хранилища, архивы судебных дел. Так вот есть любовь самоотверженная: хоть на огонь, хоть на смерть, конечно, не бравируя, а если это нужно! И Христос то же сказал, что высшая любовь – это душу свою положить за людей. А вторая любовь – материальная: помочь из кошелька, из кармана. Это нужно и нужно часто. Кто может, должен помогать тому, кому надо помогать. А третья любовь – художественная, тоже очень хорошо – хорошо относиться к людям, письма писать.

Но еще есть идеальная любовь, мистическая любовь человека к Господу Богу. Она такова, что ничего не хочу, ни ада, ни рая, только Тебя знаю, Троице поклоняюсь, люблю, потому и поклоняюсь. Это любовь высшая, самоотверженная, без желания че-го-нибудь: без купли на жизненном рынке.

Вторая любовь в отношениях между человеком и Богом, это когда человек любит Господа Бога и молится Ему, и в церковь ходит, и акафисты читает, и доброе дело делает – хочет Царствие Небесное получить. Он хочет этим добрым делом Царствие Небесное купить. Это тоже хорошее дело. От мамоны приобретайте друзей себе, через кошелек, через хлеба кусок, приобретайте себе друзей, которые, получив от вас по-мощь, помолятся за вас пред Господом Богом.

И третья есть любовь к Господу Богу: ада боюсь, пекла боюсь, огня боюсь неумолимого, необходимого, как сказано в Церкви. Так я молюсь и пощусь, и копейку даю, и нищих приветствую, и свечи ставлю, и акафисты читаю: боюсь пекла, боюсь огня. Вот еще три любви высшие, мистические.

Надо иметь в виду все эти шесть видов любви, все эти шесть пунктов, потому что человек – многогранное существо. Поэтому, кто как понимает, кто как умеет, кто как хочет, кто как может распорядиться своими средствами и распорядиться средствами своего сердца и разума. Итак, хорошо, братья и сестры, говорит Иоанн Златоуст сегодня, что когда разум и сердце вместе, ах какая красота! Когда разум и сердце отдельно, бывает опасно! Разум рассуждает, как прокурор, а сердце – как родная мать.

О если бы родная мать, как прокурор, смотрела бы на все, и прокурор бы смотрел, как родная мать, на все и... может так и бывает, конечно, в жизни. Этот слог аллегорический, и мысль аллегорическая, но у Златоуста они прекрасно проходят, потому что Златоуст не был прокурором, но он был замечательным адвокатом. Был бы! если бы он пошел по этой дороге дальше, но он держал путь к святому Алтарю. И святому Алтарю прослужил всю жизнь, и написал очень много своих творений, чем и питаются, в первую очередь, наши богословы, духовенство, высшего толка адвокаты и прокуроры и среди мирян много есть таких, которые Златоуста и любят, и читают, и понимают.

Братья и сестры! Сегодня первым пунктом разговора Господа Иисуса Христа с этим пришедшим к нему человеком является любовь к Господу Богу всем сердцем, всею душою и помышлением. Бог был, есть и будет, без всякого искушения и без всякого лукавого с левой стороны внушения нашему разуму, нашему чувству, нашему сердцу, и всему тому, что есть человек.

Прекрасна любовь самоотверженная, земная, когда человек готов пойти за нее на смерть. Я знаю таких людей и не одного. Это не только художественное слово, хорошо подобранное, но это пережито. Какая дивная это картина. И я часто вижу и слышу в наши дни любовь материальную: помощь материальная друг другу. А художественной любви меньше всего. Чего-то люди очень стали в последнее время не так друг друга любить, как этого требует Бог, как учит Матерь Церковь.

Я не знаю, учит ли сейчас этому дома детей мама или бабушка. Надо детей учить, чтобы они всех любили, любили Господа Бога. И еще такой урок сегодня давайте возьмем все, при детях ничего плохого не говорить ни о ком, даже заведомо о плохих людях и преступниках. Дети должны о людях знать только хорошее, красивое, лучезарное, потому что зло само к ним подойдет, когда они будут возрастать, как вешние воды под хату. Будем учить своих детей, кроме художественной любви, и чтобы знали о материальной любви и о самоотверженной любви: пойти на смерть, если это нужно и понадобится, когда сердце и разум будут в контакте об этом высоком деле – рассуждать.

Сегодня такое слово у Златоуста Иоанна довольно тяжелое, и у Филарета митрополита на сегодняшний день тяжелое и художественное произведение, и у одного нашего отечественного художника замечательное тоже на сегодняшний день трудное слово. Оно много клонит: любовь, любовь, любовь и любовь. Боюсь ада – люблю, хочу рая – люблю, а вот без ада и рая любить бы Бога, не бояться бы ада и не желать бы такой высокой зарплаты, как рай, не ставить это предлогом, но только любить, только поклоняться, только славословить. Вот это любовь высшая, мистическая, без всякой спекуляции. И постольку, поскольку мы сегодня имеем слово такое серьезное, такое многогранное и у Златоуста, и у светских художников, то уж сами, братья и сестры, делайте выводы о спасении души своей. Самостоятельно мыслить надо, а не все время, чтобы за руку вели, не все время с пастухами. Надо иногда самим выходить на пастбища Христовы. Прекрасны наши чувства, прекрасно наше сердце, прекрасен наш разум, и весь наш интеллект говорит, что добро – счастье и свет, зло – тьма и погибель! Пойдем же, братья и сестры, за Христом, Который на Землю принес свет и просвещение. Поверим словам апостола, богогласного Луки, который сегодня нас учит, чтобы мы были святыми, чтобы мы были наследниками Царствия Небесного, не лишая нас всего того, что необходимо нам на земле было вчера, сегодня, и будет нужно завтра и послезавтра.

Итак, нам нужно запомнить, что говорит сегодня Господь Спаситель, что вопрошает еврей, что благовествует Лука и что токует святой Иоанн Златоуст. Милосердный Господь Бог сказал в конце сегодняшней притчи, что богатому очень трудно войти в Царствие Небесное, верблюду легче пройти сквозь игольное ушко. Такое сравнение высоко аллегорическое, чисто в понятии еврейском было. И сейчас один человек мне сказал, что это не логично, Владыко. Я говорю: «Очень логично, только подумай немножко и будет очень логично».

И заканчивая наше слово сегодня, обращенное к вам, прошу принять его, как сказанное с этого священного и ответственного места. Поверим, братья и сестры, всему тому, что чрез наши малые труды предложено вашему благочестивому вниманию. Аминь.

 

Лента новостей