Дата неизвестна. Праздник Сретения Господня
- Раздел: Духовное наследие
- Митрополит Иосиф
«Светильник светил, и тропа расширилась...»
Вот уже сорок дней Царь царствующих Господь господствующих безвестно и тай-но, «не имея ни вида, ни доброты, унизив себя паче всех человек», Младенцем пребывает на земле.
Находясь на земле, Он, Сын Божий, выполнял все законы, предписанные Богом человеку, и в этот день по закону приносится Девой Марией в храм: предвечный Перво-священник нерукотворенного Храма – горняго Иерусалима, как Сын Человеческий, посвящается Предвечному Богу.
Может быть, ликующие толпы народа, все служители храма во главе с Первосвященником торжественно с пением псалмов встречают Его? Ведь сколько тысячелетий истомленное человечество ожидало Его – Свет во откровение всех народов и славу людей Израиля! Увы! Нет никого. Кругом тишина и безмолвие, и только два человека удостоились встретить Младенца и признать в Нем Христа: праведные Симеон и Анна.
И прозвучало пророчество Симеона: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Свет ко просвещению язычников и славу народа Твоего».
«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израили и в предмет пререканий!».
В истории человечества нет события более решающего, более значительного, чем рождение Христа, история разделилась на две эпохи: древнюю и новую – Ветхий и Новый Завет. Во время Сретения Господа пр. Симеоном произошла встреча Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет в лице Симеона, смиренно склонившись пред зарей Новой жизни, засвидетельствовал все значение Ветхого Завета: уготовить путь Господу, а также и то, что лежащий пред ним Младенец является спасением для всего мира, и Сретение Господа явилось заключительной главой Ветхого Завета.
Наступила для человечества новая эра – эра служения Истине, до сих пор только частично познанной и полностью раскрытой Иисусом Христом. До Рождества Христова человечество, пожелавши быть «как боги», испытало всю горечь отчуждения от Бога и, испытывая все способы самостоятельно найти Истину, впадало или в грубое многобожие или, изучая мир и занимаясь философией, слегка приближалось к ней, но полностью не находило ее.
Из всех народов один Израильский народ сохранил незыблемо веру в Единого Бога, но он тоже не имел средства примирить Небо с землей.
С рождением Христа наступает новая эра. Сам Бог сошел на землю, указав единственный путь восхождения на небеса. Явился в мире Свет, который просвещает всякого человека, грядущего в мир, и нет к Богу другого пути, кроме пути, указанного Самим Богом. «Все, кто не собирает со Мною, тот расточает». Он пришел всех спасти и «нет другого имени под небом, ... которым надлежало бы нам спастись».
Язычник или иудей, мужской пол или женский, праведник или грешник – все едино во Христе Иисусе. Он всех призвал к покаянию, всем принес Божественную Истину, всех озарил Небесным Светом, всем открыл врата Царствия Небесного, всех призвал, чтобы все восстали и последовали за Ним. «Посему и Бог превознес Его, … дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Для Христа нет никакого различия между людьми, кроме одного: «Кто не со Мною, тот против Меня».
Но Симеон своим пророческим взором, прозревая будущее, говорит: «Се лежит Сей на восстание и падение многих и на предмет пререканий!» В этих пророческих словах кратко изложена вся последующая жизнь Иисуса Христа на земле, вся история христианства.
Явился в мире Свет и Свет отторгнут мглою. Отторгнут с первых дней рождения Сына Божия. Никого не нашлось, кроме двух человек встретить Иисуса в храме, но зато легионы воинов устремились на Его убийство. Некому было подать чашу холодной воды изнемогающему на кресте Спасителю мира, но тысячные толпы кричали: «Распни, распни Его!».
Вот Христос выступил с проповедью, и с первых же дней начались пререкания и разногласия. Несмотря на Его Божественное величие, на святость Его жизни, на чудеса и знамения, Им совершаемые, на чистоту Его учения, – одни, исполненные восторга, восклицали: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Им Христос был во спасение. Другие, исполненные злобой, твердили: «Беса имеет и неистовствует», пытались сбросить Его в пропасть, обвиняли в богохульстве, предали на смерть и бичевание. Им Христос на падение.
Пророческие слова пр. Симеона относятся также ко всей истории христианства. Так было, так есть и так будет! С первых дней Евангельской проповеди до Второго Пришествия Господа будет восстание, будет падение.
Все, кто верит в Иисуса Христа как Единородного Сына Божия, кто возлюбил Его всем сердцем и ближнего своего как самого себя, кто исполняет Его заповеди и исповедует веру в Него, – все они находятся в состоянии восстания и «встретят Господа на воздусех».
Те, кто несмотря на явные свидетельства о Христе, на сонмы мучеников, Своею смертию подтвердивших истину Евангелия, не уверовали в Него, и даже в окружающих пытаются уничтожить веру в Христа, кто, прикрываясь именем христианина, утопает в грехах и беззакониях, кто, выполняя обряды, проявляет только внешнее благочестие, не выполняя заповеди всепрощения и любви к Богу и ближнему, все они находятся в состоянии падения, и в будущем горька будет их участь!
И не только все человечество находится в состоянии восстания или падения. Каждый человек – это огромный духовный мир. В нем, как говорит поэт:
…Две души слилися тесно,
И каждый миг враждуют меж собой.
Одна полна любви к земной юдоли
И вся горит огнем страстей.
Другая рвется к лучшей доле –
К небесной родине своей!
В душе каждого все время идет эта внутренняя борьба, «невидимая брань». И вот в зависимости от того, что побеждает, человек находится то в состоянии падения, то в состоянии восстания.
И только в том случае мы справляемся со всей нечистотой, находящейся в нашей душе, если мы возжигаем в ней светильник Евангельской истины и освящаем им все закоулки нашей души. Тогда она восстает, и Господь посещает ее. Если же мы отдаем ее в жертву земных благ и страстей и ради них заглушаем высокие порывы, душа приходит в состояние падения, и трудно уже ей восстать. Да, трудно без помощи Божией!
Но как бы ни было велико падение, с Его помощью всегда можно восстать: искреннее покаяние, пост, молитва, дела любви и милосердия – вот средства восстания души.
И теперь, в преддверии Великого поста, постараемся по призыву Святой Церкви, призывающей: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?», восстать и приготовиться к достойной встрече Воскрешего Господа!
Поздравляю Вас, мои дорогие и любимые, с Великим Праздником и желаю каждому из вас всегда находиться в состоянии восстания и каждому удостоиться незримой встречи с Господом! Аминь.