На сайте международной «Православной интернет-карусели» подведены итоги дистанционного конкурса рисунка
Делегация парламентариев и дипломатов Чешской Республики посетила главный храм Усть-Каменогорской епархии
Архиепископ Владимир возглавил торжества по случаю престольного праздника храма Всех Святых города Петропавловска
Успенский кафедральный собор Астаны посетил министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Как ни предупреждал Христос Спаситель исцеленных им людей не разглашать о чудесах Его, но люди всегда оставались людьми; радость от восстановленного здоровья, освобождение от обдержащего недуга наполняли сердца исцеленных избытком радости, а от этого избытка радости уста не могут молчать, и люди говорили все больше и больше о Христе, так как все больше и больше умножались чудеса, совершаемые Им. И слухом о Нем, о необычайном чудотворце, стала наполняться земля Иудейская. Говорили разное, говорили, что Он пророк великий, говорили, что Он Илия, возвратившийся на землю, Иеремия, отмеченный Божиим даром, и многое другое говорили о Христе Спасителе люди, пораженные и удивленные Его чудотворениями и необыкновенными словами и делами. Но никто не дерзал назвать Его Богом, сошедшим в мир. Поэтому, оставшись один раз среди Своих учеников, Он спросил их: «За кого люди Меня признают?» Апостолы ответили то, что знали, что слышали. «А вы за кого Меня считаете?» – спросил Иисус Христос Своих учеников. За всех ответил Петр: «Ты Сын Божий». «Счастливый ты, Петр, что Отец Небесный открыл тебе эту правду. Но не думай, что ты своими силами достиг понимания этой истины». И как бы в подтверждение того, что обычное человеческое разумение не способно без озарения свыше дать признание правильное о Нем – Христе, происходит следующее. Когда Петр стал оспаривать необходимость страдания Христа и Его крестную смерть за мир, говоря: «Господи, да не будет с Тобою этого», – Христос с негодованием ответил: «Уйди от Меня, Сатана, потому что ты мыслишь на человеческих чувствах и пониманиях, а не на божеских».

Итак, предоставленный самому себе человек мыслит и чувствует узко, односторонне, не видя правды и не способный увидеть ее своими собственными силами. Когда же человек находится под озарением благодати Божией, тогда расширяются его очи умственные, раскрывается пред ним вся широта и глубина понимания Истины Божией и он видит правду лицом к лицу, а не как чрез тусклое матовое стекло. Но способность такого зрения, сила такого понимания даются в Церкви Христианской Православной, даются в таинствах ее, принимаемых искренно, в напряжении всех своих духовных сил, принимаемых сознательно, в борьбе со своими страстями и пороками, с жаждой внутреннего мира и внутренней истины. Тогда обязательно нисходит на верную душу озарение свыше, и человек ясно понимает и видит, где Божеское, а где человеческое. Первое принимает, второе отталкивает от себя. И вот наша Святая Православная Церковь, руководимая духом Божиим, сохраняет в недрах своих истинное разумение, правильное понимание того, что такое Божеское и что такое человеческое. Видит, где кончается первое и начинается второе. Не позволяет произойти смешению Божеского с человеческим, Христового с диавольским. Не позволяет смешать сатану с Христом, принять диавола за Христа, хотя бы диавол и пытался принять образ светлый Христа, и обольстить нас, и увлечь этим обманным своим образом, как некогда он обольстил преподобного Исаакия затворника Печерского, явившись ему в образе Христа.

Наша Православная Церковь, сохраняя всю чистоту такого понимания Божественного и руководствуя в таком понимании своих верных чад, и вправе называть себя Православной Церковью, радоваться, торжествовать и благодарить Бога, что Он вручил ей хранение Своей правды и таинственные способы эту правду открывать, поддерживать и хранить в сердцах своих верных чад. В этом торжество Православия, в этом его вечная сила, в этом его спасительность. Теснее сомкнемся вокруг нашей Православной Церкви. Внимательнее будем прислушиваться к ее правдивому голосу, чаще и сознательнее будем приступать к ее Святым Таинствам. И тогда в нашем разумении и в наших чувствах все ярче и ярче будет обозначаться черта, отделяющая Божеское и человеческое в нас. Первое мы будем держать, хранить и беречь, как счастливый дар Божий, а второе удалять, выбрасывать изнутри себя, с негодованием отвращаясь от него и говоря ему: «Уйди от меня, Сатана, потому что ты есть неправда и ложь человеческая». Аминь.

Лента новостей