Епископ Геннадий принял участие в заседании Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью
В канун праздника Входа Господня в Иерусалим митрополит Александр совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Южной столицы
Воспитанники и педагоги Центральной воскресной школы посетили святыни Астанайской и Карагандинской епархий
Министр культуры и информации Республики Казахстан А.Г. Балаева поздравила казахстанцев с праздником Пасхи

 

Духовное наследие. Митрополит Иосиф (Чернов)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Шесть месяцев прошло как архангел Гавриил благовестил в алтаре первосвященнику Захарии, что от него родится сын Иоанн, который будет очень споспешествовать спасению рода человеческого.

В этот шестой месяц был послан с небесных высот от Святыя Троицы архангел Гавриил к Деве Марии. Архангел Гавриил благовестил Ей величайшее и несказанное, и неизреченное, и неожиданное счастье для всего мира – пришествие в мир Сына Божия – рождение Иисуса Христа – бессеменное воплощение.

Пресвятая Богородица, живя у Иосифа, благороднейшего старца, была очень стеснена, как говорит древнее предание греческое, тем, что все жильцы этого дома – дети и жены детей Иосифа, благороднейшего и праведного, не понимали ее значения, не понимали, в чем дело, почему Дева пребывает у отца – старца, без всякого смысла, без всякой нужды, без всякой идеи, не выйдя замуж ни за кого, а оставаясь только в келье и упражняясь трудами. Она прекрасно вязала, прекрасно вышивала и ткала. Она вообще была большая мастерица по рукоделью, научившись этому в храме Иерусалимском, где всех девочек учили такому прекрасному ремеслу. Дети Иосифа праведного все ее изделия уносили и продавали, и этим существовала почти вся Иосифова семья. Но женщины остаются всегда женщинами. И кругом Девы Марии сплетни ходили. Многих это удивляло чистосердечно, другие не понимали – в чем дело, и были настолько невежественны, что не могли почерпать ответа на этот вопрос из Священного писания и из Пророчеств. И кругом Девы ходил всегда какой-то дымок, какая-то тучка темная, непонятная, лишь только Она одна понимала, которая все слагала в сердце своем.

И вот, по прошествии шести месяцев после зачатия святой благородной Елизаветой в нагорной стране, архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что «...родишь Сына». Дева Мария, находясь в окружении, где все были расположены к ней со снисходи-тельной улыбкой, недоумением и осуждением, не могла уместить в сердце своем человеческом все то, что Гавриил ей благовестил. Но так как Она, дивная Дева, воспитанная в храме, не раз беседовавшая с ангелами – так Предание говорит нам, то все же кое-как это невместимое вмещала. И решила Она пойти в Горнее, во град Иудин к праведной Елизавете – тете своей, и по большому секрету рассказать ей то, что не вмещало сердце ее человеческое, особенно женское, особенно девическое – бессеменное рождение.

Она пришла сказать, рассказать, посоветоваться о том, что Ее беспокоило. И Святое Евангелие говорит нам, что когда Она вошла во двор Захарии (это было лето, открыты были все двери), когда издалека Дева Мария увидела Елизавету и приветственно воскликнула восточным приветствием, то Елизавета, увидев Деву Марию, переступающую пороги ее комнат, тоже воскликнула: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Какое пророчество смелое, настолько смелое, как не у многих пророков, смелое, как у Иоанна Дамаскина. Он сказал: «Чрево твое, пространнейшее небес...» И потом Елизавета, когда они обнимались и целовались, и приветствовали друг друга, говорит: «Ты знаешь, когда я услышала твое приветствие, то во чреве моем, вероятно, сын – заплясал!» Вам это странно слышать: «заплясал». Но для Златоуста не было странным сказать: «Иоанн во чреве заплясал матери своей шестимесячным младенцем, которая приветствовала Бога Матерь Деву Марию, входящую в ее дом». И такое дивное чудо совершилось в доме благороднейшей четы – Захарии и Елизаветы. В доме того Захарии, который вводил Деву Марию трехлетнюю в храм святый, того Захарии, который наблюдал Ее там пребывание, наблюдал за Ее святостью, удивлялся и недоумевал, и терялся, когда время подходило замуж отдать девушку по закону Моисееву: необходимо замуж! Никаких уступок – ни религиозных, никаких! И как вам известно, и можно напомнить в этот день, что первосвященник со священниками и левитами много совещались и спорили: «Что делать с девушкой Марией? Она не желает иметь брака, а оставлять дальше жить в храме нельзя. Что сделаем?»

И первосвященник воскликнул на небо: «Господи, Ты Сам укажи, что нам с ней делать!» В тупик все встали: первосвященник-патриарх, и священники, и девушки, которые подрастали, догоняя возраст брака.

Тогда было свыше посещение души первосвященника, и был таинственный голос: «Надо Деву спрятать от сатаны. Надо Деву спрятать, чтобы сатана не наклеветал на нее. Довольно того, что сатана наклеветал и обманул одну деву у древа познания добра и зла, чтобы не повторилось такое несчастье для рода человеческого, для будущей славы, красоты и счастья его небесного. Поэтому нужно обмануть сатану». Так и есть в одной молитве на Троицу: «Ты благодатным, необыкновенным образом обманул сатану...» Вот славянский язык как говорит...

И вот, Дева Мария, находясь в таком покойном доме в гостях у родственников, больших доброжелателей, подвижников, пребыла там три месяца. А к тому времени приходило время родить Елизавете сына Иоанна. По Промыслу Божию Дева должна была оставить этот дом и не принимать никакого участия ни в освящении, ни в обрезании, ни в умовении, ни лобзании новорожденного чудесным образом Иоанна, но рожденного по естественным законам. Все святое и чудесное, рожденное в мире, естественным образом рождено, кроме Христа, Которого воспевает Церковь Великим постом: «Бессеменнаго зачатия...», которого дивно воспел Иоанн Дамаскин и многие церковные служители и песнотворцы.

Итак, Дева Мария возвратилась в свой дом и пребывала в таком же положении, в каком и была: в духовной тишине, тишине сердца, тишине и смирении разума, занимаясь физическими работами при уважении всех окружающих и терпении всех окружающих.

А чрево росло, а закон естественный оставался законом естественным – Марии быть матерью. «Бессеменного рождения». Она не волновалась, Ей Архангел все объяснил и на прощанье с Архангелом Она сказала: «Я раба Господня и все, что угодно Господу Моему, пусть совершается надо мной. Я раба Господня!» Но Иосиф этого не знал. Дева Мария Иосифу не говорила. Иосиф, видя Деву... Иосиф преклонялся пред Ней, молился пред Ней, лобызал ноги Ея. Иосиф с благоговением свитки держал, когда Она читала. (Она читала хорошо, а у Иосифа были свитки пророческие, потому что он из царского рода, он имел сокровища – пророчества.) Иосиф, как мог, служил Деве Марии, но боялся своих, потому что и свои всегда делают большие неприятности и создают всякие проблемы в таких ситуациях. И Иосиф, видя Деву, приходил в смущение... Дева Мария очень переживала, но в смирении и кротости все терпела и переносила...

Мы будем на Христово Рождество говорить, что произошло дальше, если Господь Бог удостоит нас закончить лето, встретить осень и встретить зиму, и встретить Рождество «бессеменнаго рождения» Спасителя Христа. А в сегодняшний священный вечер, в который мы совершаем чин воспоминания погребения Девы Пречистыя Богородицы, очень удобно и удачно нам вспомнить то, что записано для всех людей в Святом Евангелии от Луки, что Дева Мария после Благовещения направилась с посещением, с глубоким рассуждением побеседовать к Захарии первосвященнику и своей родственнице – благороднейшей супруге Захарии Елисавете.

Да будет нам на духовную пользу сегодняшнее слово наше краткое, в вечер священный, священного праздника Успения. И чтобы Царица Небесная учла бы нашу любовь к Ней, учла бы наше послушание Церкви. Учла бы Матерь Божия и все ваши немощи и Своими молитвами пред Престолом Сына Своего Христа Бога Нашего покрывала бы их, ибо Она наша молитвенница, и заступница, тем более, что Сама Она не раз говорила лучшим святым – как бы ни было, что бы ни было, как бы страшно ни было, а все-таки земля Русская, Россия – Мой Дом. Аминь.

 

Лента новостей