Митрополит Александр совершил освящение иконостаса нижнего храма в Никольском соборе Алма-Аты
Состоялась встреча Предстоятеля Православной Церкви Казахстана с акимом Астаны Ж.М. Касымбеком
Преставился ко Господу клирик Костанайской епархии Казахстанского Митрополичьего округа архимандрит Анастасий (Остапчук)
Презентация собрания трудов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась в Южной столице Казахстана
В день памяти всех Афонских святых Глава Православной Церкви Казахстана совершил Литургию в Успенском храме микрорайона Кемел

17 июня 2023 года – день памяти всех преподобных и Богоносных отцев, во святой Горе Афонской просиявших (служба переносится в соответствии с богослужебным уставом со второго воскресенья по Пятидесятнице).

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Успенском храме микрорайона Кемел (бывший поселок Первомайский) города Алма-Аты.

Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: благочинный Илийского церковного округа, настоятель Успенского прихода протоиерей Александр Зырянов, настоятель Иверского храма поселка Боролдай игумен Филарет (Петроченко), настоятель Ильинской церкви поселка Караой протоиерей Георгий Лаговский, настоятель Никольского храма поселка Междуреченск протоиерей Владимир Крауз, настоятель Серафимовской церкви поселка Чапаево иерей Александр Агеев, руководитель комиссии Митрополичьего округа по благотворительности и социальному служению протоиерей Вячеслав Пугачев, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Иоанн Чуркин, иеродиакон Зинон (Маров).

Песнопения исполняли мужской хор епархии под управлением К. Быкова и хор Успенского храма.

Митрополит Александр вознес сугубые молитвы об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы.

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Георгий Сидоров.

В завершение Литургии архипастырь окропил молящихся святой водой, поздравил прихожан с днем памяти всех преподобных отцев, подвизавшихся на Горе Афон, и произнес слово поучения.

После окончания богослужения настоятель храма протоиерей Александр Зырянов ознакомил владыку митрополита с завершающим этапом росписей стен и сводов, окончание которой запланировано к празднику Успения Пресвятой Богородицы – престольному дню прихода.

В этот же день Глава Митрополичьего округа посетил храм во имя благоверного князя Александра Невского, где совершил молитву перед чтимыми святынями. О жизни прихода иерарха проинформировал настоятель – протоиерей Иоанн Лопатин.

«Первая встреча с Афоном состоялась у меня в скором времени после принятия священного сана. В 1984 году меня включили в состав паломнической делегации, возглавил которую управляющий Хмельницкой епархией архиепископ Агафангел (ныне – митрополит Одесский и Измаильский). Сейчас паломничества из России на Святую Гору совершаются регулярно, для некоторых побывать на Афоне раз в год, а то и чаще, стало благочестивым обычаем, а тогда, более тридцати лет назад, такая поездка была событием особого порядка, можно сказать уникальным явлением. И дело состояло не только в сложностях пересечения границ, оформлении массы необходимых документов, бюрократических препонах. Русскому паломнику фактически негде было остановиться на Святой Горе, поскольку Пантелеимонов монастырь пребывал в бедственном положении.

Во время моего первого паломничества на Афон меня, тогда еще совсем молодого священника, охватывало необыкновенное чувство от посещения монастырей и поклонения святыням, о которых читал лишь в семинарских учебниках по истории Церкви. Но с радостью от пребывания в Уделе Пресвятой Богородицы смешивалось чувство глубокой скорби. Сердце сжималось от вида угасающего Русского монастыря, от приходящих в запустение и разрушающихся зданий. Не столько от внешней неустроенности возникало это тревожное чувство, становилось внутренне больно от осознания того, что в обители через несколько лет может не остаться ни одного русского монаха. Спустя годы мне встретились строки из письма схиархимандрита Гавриила (Легача), направленного в 1972 году на имя приснопамятного Патриарха Пимена: «Старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадёжность». В таком тяжелом состоянии неопределенности продолжал существовать наш монастырь и в 80-х годах прошлого века.

Зияющими ранами выглядели следы опустошительного пожара 1968 года, когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью храмами, сгорели гостиницы и кельи. Если с последствиями таких катастроф в других монастырях справлялись благодаря большому числу братии и паломников, при поддержке Греческого государства, то в Русской обители все оставалось так, словно огненная стихия бушевала только на днях. Кроме нескольких пожаров обитель разрушали землетрясения и селевые потоки.

Сила Божия в немощи совершается (см. 2 Кор. 12:9-10), – учит нас апостол Павел. Факт существования Русского на Афоне монастыря в ХХ столетии в течение семидесяти лет изоляции от некогда питавшего его Отечества, не прервавшаяся духовная связь поколений монашествующих, не прекратившаяся ни на день молитва в его храмах и кельях – свидетельство особого Божественного Промысла об этой обители. В древних святогорских патериках неоднократно рассказывается о чудесах спасения того или иного монастыря или скита от разбойников, голода или засухи, также вся история прошлого столетия стала для Пантелеимоновой обители не только временем тяжелейших испытаний, но и благодатных явлений помощи Свыше.

Четырнадцать раз Господь дарил мне возможность посетить «Вертоград Божией Матери» и быть свидетелем, как Божественная благодать «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая» обновляла и оживляла Русскую обитель.

Внешнее обновление Русской обители было бы невозможным без глубоких духовных процессов в сердцах людей, без внутреннего благодатного преображения.
По слову Спасителя именно «Дух животворит» (Ин. 6:53). Возрождение нашего монастыря стало следствием молитвенного подвига святогорцев, живых и отшедших в мир иной, и искреннего душевного переживания за судьбы монастыря верующих нескольких поколений. Русский человек всегда связывал с Афоном самое святое, возвышенное, благодатное. Недаром одной из любимых духовных песен у нашего народа стало положенное на музыку стихотворение архиепископа Черниговского Филарета «Гора Афон, гора Святая».

Именно тогда, во время первого паломничества на Святую Гору, мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с приснопамятным игуменом Пантелеимонового монастыря схиархимандритом Иеремией (Алехиным). Точная и глубокая его характеристика прозвучала в надгробном слове прота Афона схимонаха Варнавы: «Премудрый и рассудительный старец, человек деятельной любви и высокого смиренномудрия, учащий, во-первых, своими делами, а в последствии – и словами». До того, как стать святогорским монахом отец Иеремия вкусил исполненную трудностей и скорбей жизнь. В его сердце навсегда оставили свои следы репрессии, выселение в Сибирь, где погибли родители, немецкая оккупация, пленение и принудительная работа в Германии. Его без преувеличения можно назвать страдальцем и исповедником за веру. Неоднократно мы общались с почившим старцем и в последующие мои приезды на Афон. Удивляла его внутренняя сила, жизнерадостность и трудолюбие, словно не ощущал он груза прожитых лет и последствий ссылок и фашистского плена. Он пилил дрова, ремонтировал крыши, ездил за продуктами в Фессалоники, убирал снег, прибирался в храме, читал и пел на клиросе.

Еще одним выдающимся деятелем Русского Афона, с кем мне удалось тогда познакомиться, был иеродиакон Давид, в схиме Димитрий (Цубер). Он знал восемь языков, в совершенстве владел греческим, обладал незаурядными административными и дипломатическими способностями. Отец Давид в течение долгих лет был представителем Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы и одновременно исполнял послушание эконома русской обители. Он принадлежал к поколению святогорцев, прибывших в Удел Пресвятой Богородицы из Закарпатья.
Эти подвижники стали связующим звеном между монашеством начала ХХ столетия и иноками, прибывшими на Афон на исходе 80-х годов прошлого века. Так, например, иеродиакон Давид был свидетелем подвигов преподобного Силуана Афонского и общался с постриженниками еще дореволюционного периода.
От отца Давида впервые мне довелось услышать рассказы о жизни старца Силуана – уроженца Тамбовской губернии, простого русского крестьянина, ставшего насельником Пантелеимонова монастыря. Это скромный монах и труженик явил в начале ХХ столетия пример равноангельского жития и высочайшего смирения на Святой Горе, ревностно подражая древним подвижникам. Особое место в житии преподобного занимает явление ему Господа Иисуса Христа, произошедшее на первом году пребывания монаха Силуана в Русском на Афоне монастыре. Отец Давид показал мне образ Спасителя, с которым связано это чудо, и поведал о том, что богоявление пред иконой Господа Иисуса Христа в храме на мельнице оставило неизгладимый след в душе преподобного Силуана, так что он впоследствии во всех своих беседах с духовными чадами со слезами вспоминал об этом.

В следующую поездку на Святую Гору мне довелось познакомиться с новым поколением насельников. Пополнение братии началось в 1987 году, в числе новоприбывших семи монахов находились нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий (Макиенко) и представитель монастыря в Священном Киноте иеромонах Кирион (Ольховик).

С кем бы мне не приходилось общаться из насельников Русской обители, со старцами или новоначальной братией, всегда в беседе присутствовали радушие и приветливость. Писатель русского зарубежья Б.К. Зайцев так охарактеризовал отношение святогорцев к гостям: «Простота и доброта, а не сумрачное отчуждение, – вот стиль афонский, и недаром тысячи паломников перебывали в этих приветливых местах»». Отрывок из интервью митрополита Александра «Святая Гора Афон учит ценить молитву».

Служение митрополита Александра