Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения колива в главном храме Алма-Аты (+ ВИДЕО)
- 03.03.2023, 12:29
- Богослужения
3 марта 2023 года – пятница 1-й седмицы Великого поста, день памяти святителя Льва I Великого, папы Римского.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), протоиерей Вячеслав Чурбанов, протоиерей Александр Иевлев, заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр, иеромонах Роман (Чистяков), иеромонах Викторин (Асеев), руководитель секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Николай Гринкевич, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Алексий Канушин, диакон Андрей Плетень, диакон Виталий Быструшкин, иеродиакон Софония (Мазуренко), диакон Александр Пивень.
На Литургии молились: секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления и прихожане.
Пел хор Вознесенского кафедрального собора под управлением Н. Зубревич. Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнили диакон Виталий Быструшкин, К. Быков и Н. Синявин.
Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Шкляр.
По заамвонной молитве митрополит Александр с сослужащим духовенством совершил уставное молебное пение великомученику Феодору Тирону с чином освящением колива.
После окончании богослужения владыка митрополит поздравил всех молящихся в храме с завершением великопостных богослужений первой седмицы. Эти дни, по словам архипастыря, дают каждому православному христианину особую возможность прочувствовать силу молитвы, сопряженной с постническим подвигом, задуматься о смысле жизни и искренне покаяться в своих грехах.
3 марта 2023 года исполнилось 40 дней с момента преставления ко Господу игумена Феодосия (Белобородова). По окончании Литургии митрополит Александр совершил заупокойную литию по новопреставленному пастырю.
Коливом в традиции православной церкви называется простая постная пища, состоящая из вареной пшеницы или риса с добавлением меда, сухофруктов и орехов. Традиция освящения колива в пятницу первой седмицы Великого поста берет начало в IV веке. Римский император Юлиан Отступник, желая помешать христианам соблюдать пост, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). Святой великомученик Феодор Тирон особым образом покровительствует христианам в дни поста, своим молитвенным предстательством оберегая верных от соблазнов и искушений. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В пятницу, в завершение Божественной Литургии Преждеосвященных даров читается канон молебный великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, после чего коливо благословляется и раздается верующим. Выдающийся проповедник Русской Православной Церкви святитель Иннокентий Херсонский указывает на это чудо, совершенное великомучеником Феодором Тироном, как на яркое доказательство значимости и важности поста: «Если постом можно было бы пренебрегать, как вещью малозначительной, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного только для того, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста. Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после этого некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься?»