Один из старейших сотрудников Алма-Атинской епархии удостоен высокой награды Казахстанского Митрополичьего округа
Начался визит Главы Православной Церкви Казахстана в Актюбинскую епархию
Митрополит Александр посетил Свято-Духов кафедральный собор Минска и встретился с послом Казахстана в Белоруссии
У святынь Санкт-Петербурга Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил молитвы о благоденствии Казахстана
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения колива в главном храме Алма-Аты

19 марта 2021 года – пятница 1-й седмицы Великого поста; воспоминание Обретения Честного Креста и гвоздей святой царицей Еленой во Иерусалиме.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.

Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); протоиерей Вячеслав Чурбанов; игумен Феодосий (Белобородов); руководитель отдела Казахстанского Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь собора протоиерей Александр Суворов; игумен Филипп (Моисеев); заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр; руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов); руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); помощник Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин; протодиакон Владимир Сыровацкий; диакон Димитрий Савченко; диакон Андрей Плетень; помощник ключаря собора диакон Виталий Быструшкин; диакон Евгений Есауленко и диакон Богдан Бойко.

На Литургии молились: секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления.

Пел хор Вознесенского кафедрального собора под управлением Н. Зубревич. Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнили Р. Крейнман, К. Быков и В. Бутин.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Шкляр.

После окончании богослужения владыка митрополит поздравил всех молящихся в храме с завершением великопостных богослужений первой седмицы. Эти дни, по словам архипастыря, дают каждому православному христианину особую возможность прочувствовать силу молитвы, сопряженной с постническим подвигом, задуматься о смысле жизни и искренне покаяться в своих грехах.


Коливом в традиции православной церкви называется простая постная пища, состоящая из вареной пшеницы или риса с добавлением меда, сухофруктов и орехов. Традиция освящения колива в пятницу первой седмицы Великого поста берет начало в IV веке. Римский император Юлиан Отступник, желая помешать христианам соблюдать пост, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). Святой великомученик Феодор Тирон особым образом покровительствует христианам в дни поста, своим молитвенным предстательством оберегая верных от соблазнов и искушений. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В пятницу, в завершение Божественной Литургии Преждеосвященных даров читается канон молебный великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, после чего коливо благословляется и раздается верующим. Выдающийся проповедник Русской Православной Церкви святитель Иннокентий Херсонский указывает на это чудо, совершенное великомучеником Феодором Тироном, как на яркое доказательство значимости и важности поста: «Если постом можно было бы пренебрегать, как вещью малозначительной, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного только для того, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста. Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после этого некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься?»

Служение митрополита Александра