В Южной столице молитвенно отметили день памяти новомучеников Чимкентских
Состоялось расширенное заседание епархиального совета Петропавловской епархии
Глава Казахстанского Митрополичьего округа вручил заслуженному деятелю науки Российской Федерации профессору А.С. Юнусову орден святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского
Глава Митрополичьего округа провел рабочее совещание в Представительстве Православной Церкви Казахстана в Москве
В музей Православной Церкви Казахстана переданы дневники священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского

7 декабря 2022 года. Церковно-исторический музей Православной Церкви Казахстана, созданный по инициативе и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра в 2015 году, продолжает пополняться ценными экспонатами.

Церковный историк и краевед, руководитель отдела церковной истории и канонизации святых Пермской митрополии монахиня Сергия (Королёва) передала митрополиту Александру дневники священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского.

Заметки, написанные рукой святителя и исповедника, датируются 1945 – 1955 годами. Митрополит Николай вел дневниковые записи на протяжении десяти лет, периодически излагая на бумагу свои впечатления, мысли и чувства. В дневниках представлены краткие рассуждения о вопросах духовной жизни, размышления над евангельскими текстами и житиями святых; иерарх делится эмоциями от участия в богослужениях и общения с верующим народом. Перед читателем дневников открывается драгоценная летопись жизни святого архипастыря и атмосфера церковной жизни в Казахстане в первое десятилетие после окончания Великой Отечественной войны.

Вместе с дневниками музею подарено письмо митрополита Николая своим духовным чадам, датированное 6 января 1954 года.

Еще одним уникальным экспонатом, переданным в экспозицию музея, стали келейные четки подвижника благочестия старца-святителя митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа (Чернова).

В ходе состоявшегося общения с монахиней Сергией (Королевой) Глава Митрополичьего округа поделился планами по открытию в Алма-Ате мемориального дома священноисповедника митрополита Николая (Могилевского) и мемориального кабинета старца-святителя митрополита Иосифа (Чернова).

Публикуем несколько фрагментов из дневников священноисповедника митрополита Николая:

1945 год. Господи, благослови!
18-го июня был освобожден.
5-го июля получил назначение быть мне Архиепископом Алма-Атинским и Казахстанским.
С 21-го августа был в Москве до 17/IХ.
22 октября выбыл в Алма-Ату, куда прибыл 26-го Х. Был встречен о. благочинным Михаилом Серебряковым, протодиаконом о. Михаилом и членом ц/с. Накануне 28-го служил первую Всенощную и Литургию в Казанской церкви. Вступительная речь – о трудностях служения пастырского; просьба молиться за нас, пастырей, приглашение сделать сбор нп сирот Священной войны. Собрано 1200 р.

1946 год. Январь.

21. Воскресение. Служил Божественную Литургию в Казанском храме в сослужении 6-и иереев. Слово: история защиты Православия Максимом Исповедником; его страдания за Истину и мученическая кончина; он образец исповедничества. Слова Иисуса Христа «кто исповедует Мя...» и обратное: «кто постыдится Мене...» Не подпадаем ли мы под 2-й приговор? Мы стыдимся многого: и ходить в храм, и звания христианина, и крестного знамения, даже иерей [стыдится]своего звания, рясы и под. ...вера есть мудрость превышающая человеческую всякую – а мы ее стыдимся; вера есть дар Божий; за нее умирали сонмы мучеников, она открывает истину бытия, Царство [Божие]и др., а мы стыдимся и считаем себя верующими... и бесы веруют... Мы стыдимся Христа, а Он не постыдился принять плоть, ясли, пелены, крест и пр...
Если так, мы напрасно носим имя Его – оно нас осудит; участь таких за гробом: Макарий преп. и череп; Чада мои! Не стыдитесь звания и веры, стыдитесь греха, худых дел, лжы, измены супругам, блуда и пр. Этот стыд приблизит вас ко Христу. «Буди милость Его на нас, якоже уповаем... да не постыдимся во веки-веков. Аминь».

1947 год. Январь.
1. Вторник. Всенощное бдение. Слово 1-е о праздн. Обрезания – для чего Господь обрезался? а) исполнить волю Божию и нам образ дать ко исполнению заповедей Божиих. б) доказательство Его человечества; если Он не человек, кого обрезывал Иосиф?.. в) оно есть образ духовного обрезания по Ап. Павлу. г) обрезание Иисуса Христа – показатель пророческий Его будущих страданий: здесь нож, там копие; здесь кровь и там кровь; здесь страдание, и там...
Прославление Его Снисхождению...
Призыв стоять с зажженными свечами. Второе по окончании службы: поздравление. Начало жизни Иисуса Христа в скромных условиях, и конец Его; здесь ясли, там крест; здесь ночь Вифлиема; там тьма и др... Вся жизнь Его в тернии и страдании. И наша жизнь от колыбели до гроба вся в страданиях: беды от страданий, беды на море... Христос терпел и мы должны терпеть. Христианину не свойственно уныние: с нами Христос! Мы должны быть бодры духом – мученики, подвижники... Претерпевый до конца той спасен будет...

1948 год. Январь.
14/25/-И – в г. Актюбинск, Челкар, Ново-Казалинск, Кзыл-Орда, Чимкент и Джамбул, предположено в них освящение храмов и молитвенных домов. Господи, помози нам!
С 14 и по 20-е февраля был в поездке по Епархии. Посетил города: Актюбинск, Челкар, Ново-Казалинск, Кзыл-Орда, Чимкент, Чапаевка, Тюлькубас, с. Ванновка и Джамбул. Освящал: в Актюбинске храм во имя кн. Владимира и там же предел во имя Архистратига Михаила; в Челкаре вновь выстроенный храм во имя Вознесения Господня; в Ново-Казалинске м. дом во имя Св. Троицы; в Сахарном заводе – м. дом новоустроенный во имя Покрова Божией Матери Сменил за [неразборчиво] в г. Чимкенте благочинного протоиерея Петра Ушакова, на его место назначен о. Николай Ширяев из Чапаевки. Слава Богу меня укрепившему! Аминь!

1949 год. Январь.
1. Пятница. Всенощная – благословение хлебов. Народа было в храме достаточно, помазывали в 2-х пределах. Пели певчие правого клироса. Слово: об обрезании Господа нашего Иисуса Христа.
Литургия. Обрезание заменено Св. Крещением – там даются имена и здесь. Значение имен христианских: они нас усыновляют с Богом; они делают нас участниками небесной чести, т. е. Святой небесной Церкви, общниками отдельно тех святых, имя коих носим. Если таково назначение Св. Имени, то их не не должно искажать – напр. «Кока», «Туся», «Муся»... Это оскорбление нашим святым. Они несут послушание пред Богом за нас.
О гадании на картах, о гадалках и пр., о «заговорах» болезней... Это не христианское дело, а сатанинское: что сокрыто Богом, того не домогайся; Апостолы» не [неразборчиво]... не ваше дело... чит. Евангелие – подчиняться надо Его промыслу. Гадания, обращение к знахарям приводят к сближению с диаволом – случай из жизни Св. Василия с юношей... Итак – не гадайте! А гадалки – не занимайтесь...

1950 год. Март.

20. Вербное Воскресение. Народу, молящихся храм не вмещал – много стояло вне храма. Раздачи верб от руки священников не было – порядок был по прошлому году (см. за 1949). Давка была невероятная по началу – после водворился порядок. Служба была весьма торжественная, вместо кафизмы пели концерт «Осанна, осанна...»
Литургий ранних было две. Приветствие и пожелание, чтобы наши частые «Осанна» не были похожи на «осанна» книжников и фарисеев, а на то «осанна, благословен грядый», каким будем встречать Господа Иисуса Христа во второе Его пришествие.

Культура и Искусство