Навечерие Богоявления Господня. Крещенский сочельник
- 18.01.2024, 10:10
- Богослужения
18 января 2024 года – Навечерие Богоявления Господня (Крещенский сочельник); день памяти мученика Иосифа Беспалова и с ним 37-ми мучеников в Талгаре за Христа пострадавших (1921), мученицы Евгении Доможировой в Алма-Ате убиенной (1933).
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил праздничное богослужение в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты – великую вечерню в соединении с Божественной Литургией святителя Василия, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и чин великого освящения воды.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), протоиерей Вячеслав Чурбанов, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора протоиерей Александр Суворов, протоиерей Александр Иевлев, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Андрей Плетень, диакон Виталий Быструшкин, иеродиакон Софония (Мазуренко), диакон Александр Пивень, диакон Сергий Слесарчук.
Богослужебные песнопения исполнял хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.
После входа с Евангелием были прочитаны паремии праздника Богоявления – ветхозаветные пророчества о Крещении Спасителя с особыми припевами, попеременно исполняемыми духовенством и хором: «Человеколюбче, слава Тебе» и «Токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Чтением Апостола и Евангелия в Навечерие Богоявления Церковь возвещает о Крестителе и Предтече Господнем Иоанне, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа и призывающем к покаянию.
Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Георгий Сидоров.
В завершение Литургии митрополит Александр в сослужении духовенства совершил чин Великого освящения воды.
После окропления великой агиасмой (богоявленской святой водой) храма и молящихся, духовенство и певчие исполнили тропарь и кондак праздника перед иконой Крещения и свечей, символизирующей свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
По окончании богослужения Глава Митрополичьего округа поздравил духовенство и верующих с Навечерием праздника Богоявления и обратился к собравшимся со словом поучения.
«Сегодня особый день в церковном календаре, который именуется Навечерием Богоявления. Это – преддверие великого торжества Крещения Господа Иисуса Христа во струях Иорданских нашего ради спасения. Сегодня день строгого поста и, вместе с тем, начало духовной радости – в песнопениях, тропарях и стихирах звучит благая весть о явлении Спасителя человечеству. По свершившемуся слову пророка Исаии, народ, ходящий во тьме, увидел свет великий, и на живущих в стране тени смертной воссиял свет (См. Ис. 9:2). Сегодня мы, призываемые Предтечей Иоанном к покаянию, скорбим о грехах и просим у Бога исцеления наших немощей, прощения ошибок и исправления жизни по евангельским заповедям, и торжествуем о благодати, которая обильно наполнила мир благодаря пришествию Христову. Раздается призыв святой Церкви идти «к водам», черпать благодатную силу «из источников спасения» (см. Ис. 55:1, 12:3). Ныне вновь, по милости Божией, мы стали участниками величественного богослужения – освящения водного естества. Через воплощение Сына Божия, через явление Христа Жизнодавца нам дарована особая, ни с чем несравнимая милость Небесного Отца. Каждый христианин, может не только воспринимать Творца и Создателя умом, сердцем и волей, но реально соединяться с Богом, таинственно приобщаться Божественной силе. Через подвиг Спасителя, Его снисхождение к роду человеческому, Рождение, Смерть и Воскресение, явлена нам Божественная благодать как великий дар Свыше. Это живая и действенная сила Вседержителя, которая способна освобождать человека от греха, преодолевать несовершенство человеческой природы, врачевать душевные и телесные недуги, возводить людей к нравственной евангельской высоте, преображать мир. По древнейшей традиции, восходящей к апостольским временам, в день Богоявления совершается великое освящение воды. Призыванием Живоначальной Троицы, чтением Священного Писания и особых молитв, погружением напрестольного Креста, вода освящается - не меняя своего физического естества, она наполняется Божественной силой, становится великой агиасмой, то есть великой святыней. Эта необыкновенная по красоте и внутреннему духовному содержанию служба и приемлемый нами дар – великая агиасма – возводят нас от земного к Небесному, от временного к вечному, и сообщают нам уверенность в том, что Бог благодатью Своей пребывает со всеми нами, верующими в Него, и что Он силой Своей очищает и обновляет все творение». Из проповеди митрополита Александра.