Епископ Каскеленский Геннадий возглавил богослужения Страстной седмицы в храмах казахстанской столицы
Комиссия по духовному просвещению Астанайской епархии начала подготовку нового сезона интернет-каруселей
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр принял участие в торжествах, посвященных 1030-летию Крещения Руси в Киеве
Празднование памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба
Глава Православной Церкви Казахстана совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста Господня в Иверско-Серафимовском монастыре Алма-Аты

26 сентября 2020 года, в канун двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил всенощное бдение.

Главе Православной Церкви Казахстана сослужили духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), клирики Вознесенского кафедрального собора и духовенство монастыря.

За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря Южной столицы игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления.

Песнопения исполняли хор Казахстанского Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Софийского собора под управлением О.Г. Шульженко.

В соответствии с богослужебным Уставом на великой вечерне была совершена лития (усиленное моление) с освящением хлеба, вина, пшеницы и елея (масла).

Главным отличием бдения на праздник Воздвижения от остальных богослужений является особое поклонение Животворящему Кресту Христову, который до начала всенощной украшается живыми цветами и возлагается на престоле. По церковному Уставу в этот праздник полиелей, пение величания и чтение Евангелия совершается во святом алтаре.

В завершение великого славословия Крест Господень при пении Трисвятого был обнесен крестным ходом внутри храма, после чего архипастырь совершил чин Воздвижения Животворящего Креста.

Это, наполненное глубоким духовным смыслом, величественное богослужебное последование, совершается лишь раз в год – в канун праздника Воздвижения Креста Господня - иерархами в соборных храмах.

В соответствии с чином, митрополит Александр пять раз совершил воздвижение Креста на четыре стороны света, благословляя страну, город и народ: на восток, на запад, на юг, на север, и в заключительный раз – на восток. На каждое воздвижение возглашалось особое диаконское прошение и хор отвечал многократным пением «Господи, помилуй!». Воздвигаемый Крест, по древней иерусалимской традиции священники омывали розовой водой.

Крест, который за всенощным бдением воздвигал митрополит Александр в Софийском соборе – дар архипастырю от приснопамятного Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора. Он содержит в себе частицы Животворящего Древа Креста Господня, Гроба Господня и Горы Голгофы.

Чин Воздвижения Креста берет начало с исторического воздвижения Честного Древа Креста Господня в Иерусалиме, когда при огромном стечении народа архиепископ Иерусалимский Макарий воздвиг, то есть поднял обретенный царицей Еленой Крест, чтобы всем было его видно, а народ совершал поклонение Животворящему Древу и молился: «Господи, помилуй!»

Верующие, во время исполнения хором стихир на поклонение Кресту Господню, прикладывались к Животворящему Древу и ковчегу с евангельскими святынями, после чего были помазаны освященным елеем; каждый прихожанин получил часть освященного на литии хлеба.

В своем слове, сказанном в завершение всенощного бдения, митрополит Александр обратился с поучением к молящимся, призвав всех как можно чаще задумываться о значении для православного христианина почитания Креста Господня – «Жертвенника Божией любви».

Служение митрополита Александра