Подведены итоги дистанционного конкурса рисунка «Не дайте им исчезнуть!»
Подведены итоги детского дистанционного конкурса рисунка «Птичья мозаика»
Митрополит Александр вручил церковные награды потрудившимся ко благу Православия на Казахстанской земле
Митрополит Александр провел совещание по подготовке к празднованию 145-летия Туркестанской епархии
В Лазареву субботу митрополит Александр совершил Литургию в Матронинском храме Иверско-Серафимовского монастыря Алма-Аты

11 апреля 2020 года – Лазарева суббота – праздник Воскрешения Господом Иисусом Христом праведного Лазаря Четверодневного.

Богослужение, совершаемое в субботу Лазареву, имеет некоторые уставные особенности: исполняются песнопения, являющиеся непременной частью воскресного всенощного бдения: поются тропари «Ангельский собор удивися», «Воскресение Христово видевше», «Свят Господь Бог наш». Вместо Трисвятого на Литургии поется крещальный гимн: «Елицы во Христа крестистеся...», в воспоминание древней традиции крещения в этот день оглашенных. Суббота Лазарева – это день, когда «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания верующим открывается тайна Воскресения Христова в воскрешении Лазаря.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в храме во имя блаженной Матроны Московской Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты.

В храме на аналое возлежала икона «Воскрешение праведного Лазаря» с частью камня от его гробницы в Вифании.

За Литургией архипастырь вознес сугубые молитвы об избавлении Казахстана от распространения губительной инфекции.

По завершению богослужения митрополит Александр преподал свое благословение всем православным казахстанцам, пребывающим в вынужденной самоизоляции из-за соблюдения карантинных мер.

«Сегодня в церковном календаре особая суббота – суббота перед Вербным воскресеньем, именуемая Лазаревой. В этот день мы, «душеполезную совершившие Четыредесятницу», призываемся Церковью вспомнить чудо воскрешения Христом своего друга – праведного Лазаря. Это событие Святая Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Господа нашего Иисуса Христа, и вместе с тем, уверение Его человеческой природы. Внимательно вслушиваясь в сегодняшнее евангельское повествование, мы видим во Христе Его Богочеловечество: две природы, два действа, два хотения. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего рыдающую и пришедших с нею плачущих, Он Сам прослезился, и как незнающий спросил: «где положисте его?» Как истинный Бог, Спаситель после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его, избавляя от мрака смерти и тления. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже...». Для христиан воскрешение Лазаря стало залогом того, что Бог способен воскресить и всех иных умерших людей, это подтверждение, уверение всеобщего воскресения. Празднуя Лазареву субботу, мы с вами исповедуем всем сердцем веру в жизнь будущего века, которая ожидает каждого из нас. Мы торжествуем начало победы над смертью, небытием и разрушением. Победа Христа над смертью – это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к Небу, к Царству Божию. Укрепляемые осознанием этой истины, мученики за Христа дерзновенно и мужественно встречали любые испытания и скорби. Яркий пример веры в Господа и упования на жизнь будущего века явили нам чада Церкви, бесстрашно принявшие страдальческие венцы в годы гонений на святое Православие в прошлом столетии». Из проповеди митрополита Александра.


Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в городе КостромаЛазарева суббота занимает особое место в жизни митрополита Астанайского и Казахстанского Александра.

В 1989 году, в бытность епископом Костромским и Галичским, владыка инициировал процесс возвращения Русской Православной Церкви архитектурного комплекса Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря в городе Костроме. Эта древняя обитель – историческая и культурная жемчужина России – основана по преданию татарским мурзой (вельможей) Четом, первоначальником рода Годуновых, в 1330 году на месте явления ему Пресвятой Богородицы с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.

Возрождение монашеской жизни в стенах обители началось с восстановления в подклете Троицкого собора небольшой церкви, посвященной Лазарю Четверодневному, епископу Ктийскому. В Лазаревской церкви находились гробницы Костромских архипастырей: епископа Дамаскина (Аскаронского; †16 июля 1769), епископа Виталия (Щепотова; †29 января 1846) и епископа Александра (Кульчицкого; †16 декабря 1888). Именно в храме праведного Лазаря первая братия возрожденной обители совершала Божественные Литургии и монашеское молитвенное правило.

Процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий. В поддержку позиции Костромской епархии приходили сотни писем, в том числе, от выдающихся деятелей отечественной культуры А.Ф. Ведерникова, Е.В. Образцовой, Н.С. Михалкова, многих других. Десятки тысяч костромичей и гостей города поставили свои подписи под обращениями с просьбой возродить обитель как подлинный духовно-культурный центр.

В конце 2004 года на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом России (555-р от 30.12.2004 г.) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-2316 от 20.12.2003 г.) состоялось возвращение ансамбля Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря Русской Православной Церкви. 27 мая 2006 года распоряжением Правительства России (762-р) комплекс Ипатьевской обители был передан Костромской епархии в собственность.
Посещая в мае 2005 года возрождаемую обитель, глава Российского государства В.В. Путин оставил такую памятную запись: «Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории Отечества и Православия. С его возрождением будет связано и возрождение России».

Ипатьевский монастырь является не только выдающимся памятником духовной культуры и церковной истории, но и особым местом в летописи становления российской государственности, хранящим воспоминания о начале трехсотлетнего исторического пути царственного дома Романовых. До скорбных событий ХХ века этот древний монастырь являлся духовно-административным центром Костромской епархии, внесшим неоценимый вклад в сокровищницу национального духовно-культурного достояния. Здесь, у святынь обители, перед чтимой Ипатьевской иконой Божией Матери - чудотворным списком с Тихвинского образа Пресвятой Богородицы - возносили свои молитвы российские самодержцы и великие князья. Путь к полному возвращению Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря Церкви, историческому и законному владельцу обители, был долгим и непростым. Его успешное завершение стало свидетельством плодотворности новых церковно-государственных отношений.

Трудами митрополита Александра в 2004 году в стенах Ипатьевской обители был воссоздан Церковный историко-археологический музей Костромской епархии, ставший первым в России уникальным научным и культурным проектом. Первым начинанием музея стало проведение, совместно с Государственным Историческим музеем и музеями Московского Кремля, выставки «Костромские святыни», посвященной 260-летию учреждения Костромской епархии. В экспозиции музея представлены редкие экспонаты – памятники церковной древности, некогда принадлежавшие храмам и монастырям Костромской земли, дары и вклады царских Домов Годуновых и Романовых. По мнению научного сообщества, этот музей имеет важное значение для развития исторической науки и служит более глубокому осмыслению выдающегося вклада Русской Православной Церкви в сокровищницу мирового духовно-культурного наследия.

Служение митрополита Александра