Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров и чин освящения колива в главном храме Алма-Аты (+ВИДЕО)
- 06.03.2020, 12:18
- Богослужения
6 марта 2020 года – пятница 1-й седмицы Великого поста.
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), руководитель отдела Казахстанского Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь собора протоиерей Александр Суворов, игумен Филипп (Моисеев), протоиерей Димитрий Сидоров, руководитель отдела Алма-Атинской епархии по канонизации святых иеромонах Иаков (Воронцов), иеромонах Алексий (Черевцов), иеромонах Геннадий (Бурдюжа), помощник Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Андрей Плетень, диакон Александр Сундетов, иеродиакон Афанасий (Козел), заместитель руководителя информационного отдела Митрополичьего округа диакон Кирилл Коноплев, помощник ключаря собора диакон Виталий Быструшкин, диакон Евгений Есауленко, диакон Богдан Бойко.
На Литургии молились: секретарь Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения О.Н. Овчинников; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления.
Пел хор Вознесенского кафедрального собора под управлением Н. Зубревич. Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнили диакон Виталий Быструшкин, К. Быков и И. Лесовских.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Алексий (Черевцов).
По заамвонной молитве митрополит Александр с сослужащим духовенством совершил уставное молебное пение великомученику Феодору Тирону с чином освящением колива.
После окончании богослужения владыка митрополит поздравил всех молящихся в храме с завершением великопостных богослужений первой седмицы. Эти дни, по словам архипастыря, дают каждому православному христианину особую возможность прочувствовать силу молитвы, сопряженной с постническим подвигом, задуматься о смысле жизни и искренне покаяться в своих грехах.
Коливом в традиции православной церкви называется простая постная пища, состоящая из вареной пшеницы или риса с добавлением меда, сухофруктов и орехов. Традиция освящения колива в пятницу первой седмицы Великого поста берет начало в IV веке. Римский император Юлиан Отступник, желая помешать христианам соблюдать пост, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой великомученик Феодор Тирон, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). Святой великомученик Феодор Тирон особым образом покровительствует христианам в дни поста, своим молитвенным предстательством оберегая верных от соблазнов и искушений. В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста. В пятницу, в завершение Божественной Литургии Преждеосвященных даров читается канон молебный великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, после чего коливо благословляется и раздается верующим. Выдающийся проповедник Русской Православной Церкви святитель Иннокентий Херсонский указывает на это чудо, совершенное великомучеником Феодором Тироном, как на яркое доказательство значимости и важности поста: «Если постом можно было бы пренебрегать, как вещью малозначительной, то им не занимались бы так на небе, и святой великомученик не оставил бы светлых обителей Отца Небесного только для того, чтобы указать земным братьям своим на средство избежать нарушения поста. Подобные явления святых в нашем мире происходят не иначе, как по причинам самым важным. Как же после этого некоторые осмеливаются думать и говорить, что все равно: поститься или не поститься?»