Состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с вице Премьер-Министром Республики Казахстан, министром иностранных дел М.Б. Тлеуберди
День памяти Царственных Страстотерпцев. Глава Митрополичьего округа совершил Литургию на месте подвигов новомучениц Акмолинских
Верующие Кокшетауской епархии встретили мощи блаженной старицы Матроны Московской
В Представительстве Казахстанского Митрополичьего округа почтили память исповедника веры архиепископа Кассиана (Ярославского)
Глава Православной Церкви Казахстана совершил Литургию в Троицком храме села Волкова на Вятской земле, где 35 лет назад состоялась его священническая хиротония

17 августа 2018 года, в день памяти Семи отроков Ефесских: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана и Антонина, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, совершающий по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла паломничество к святыням Вятки, возглавил служение Божественной Литургии в храме во имя Живоначальной Троицы в селе Волково Слободского района.

В Ильинском приделе Троицкого храма, 2 августа 1983 года, в день памяти пророка Божия Илии, приснопамятный епископ Хрисанф (Чепиль) (в последствии – первый митрополит Вятский) совершил священническую хиротонию диакона Александра Могилева (ныне – митрополит Астанайский и Казахстанский).

Главе Митрополичьего округа сослужили: настоятель храма протоиерей Владимир Орлов, ключарь храма Веры, Надежды, Любови и Софии – Представительства Митрополичьего округа в Москве – иерей Сергий Неретин, клирики Слободского благочиния Вятской епархии.

За богослужением молились: секретарь Казахстанского Митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; жители села Волково и паломники из Вятки.

В завершение Литургии митрополит Александр обратился к собравшимся со словами проповеди, после чего на могиле приснопамятного настоятеля Троицкой церкви протоиерея Иоанна Евдокимова, погребенного у стен храма, архипастырь совершил заупокойную литию.


Из воспоминаний митрополита Александра о Троицком храме в селе Волково и протоиерее Иоанне Евдокимове:

«Находясь летом в деревне Воробьи, в гостях у Евдокии Михайловны Семаковой, я вместе с ней неоднократно предпринимал путешествия в ближайший открытый храм, которым и была Троицкая церковь в селе Волково. Для этого необходимо было сначала пройти пешком до селения Вахруши, расположенного на трассе Киров-Слободское, там сесть на рейсовый автобус, проехать некоторое расстояние и потом идти пешком еще четыре с половиной километра по бездорожью. Помню, как одним дождливым летом мы с трудом пробирались по грязи, пока, наконец, перед глазами не возник прекрасный величественный храм, воздвигнутый в честь Святой Живоначальной Троицы. У храма было два придела – во имя пророка Божия Илии и во имя святого великомученика Георгия Победоносца. В летнем храме не служили, поскольку он был очень сильно поврежден. В военное время он использовался как перевалочный пункт для военных, и там были установлены многоярусные полати. После того, как церковь в 1946 году вернули верующим, эти полати убрали, но полностью восстановить большой храм так и не смогли. Поэтому все службы – и летом и зимой – совершались в отапливаемом печками Ильинском приделе.
До закрытия в храме действовала сложная калориферная система, которая позже была разрушена. С калориферами связана одна удивительная история. В кафедральном Свято-Серафимовском соборе Кирова до сих пор хранится уникальный крест с мощами, прекрасной ювелирной работы. Этот крест, принадлежащий ранее волковской церкви, вместе с церковными сосудами и евангелием в дорогом окладе был в 1937 году спрятан церковной старостой, смелой женщиной, в калорифере.
За то, что она скрыла святыню от поругания, староста была арестована и сгинула в сталинских лагерях, но перед арестом успела поведать тайну своей близкой верующей подруге. Эта женщина открыла тайну владыке Вениамину (Тихоницкому) в год, когда волковскую Троицкую церковь вернули верующим. Святыни извлекли из-под спуда и разделили между вновь открытыми храмами в самой Вятке и в Слободском.  
Троицкий храм всегда был переполнен верующими. В нем пел прекрасный хор. Дело в том, что в ближайшем большом селе, в Вахрушах, церкви не было. Приезжали в Волково и прихожане из Кирова, и из Слободского. В больших городах в то время ходить в церковь было небезопасно – можно было навлечь неприятности на работе, и многие предпочитали на большие церковные праздники ездить в села.
Помню свою первую исповедь у отца Иоанна. Я ему как-то сразу приглянулся. Он меня расспрашивал: кто я такой, кто меня привел; наставлял в христианских заповедях. Сразу завязались теплые доверительные отношения.
Хор в Волково, действительно, был удивительный! Имена некоторых певчих я помню. Псаломщицей была раба Божия Александра, невзрачная старушка, но обладающая великой силой духа. Вдова, она вырастила пятерых детей, и затем полностью отдалась служению в храме Господнем. Она говорила, что служит Церкви «по обету». Проживала Александра недалеко от храма в сторожке, в которой и я иногда ночевал. Она отлично знала устав и имела звучный красивый голос, хотя ей было уже под семьдесят. Любила рассказывать истории из житий святых, особенно, о подвигах мучеников, о святителе Николае, о святителе Спиридоне Тримифунтском, о великомученике и целителе Пантелеимоне.
Среди певчих были: Павла, Зинаида, Анна Ильинична, Татьяна и бас Георгий. Пономарила раба Божия Клавдия, а в алтаре прислуживал мужчина из Вахрушей, которого звали Василий Дмитриевич. Старостой храма была Наталья; в сторожке при храме проживала еще одна благочестивая женщина, Наталья.
На долгие годы судьба связала меня с этими преданными Церкви людьми. Староста Наталья часто приглашала к себе в гости меня и Евдокию Михайловну. Позже меня стал приглашать к себе и отец Иоанн, который жил в церковном доме неподалеку. Когда я приходил ночью, накануне праздничной службы, то имел возможность переночевать в этом доме в отдельной комнате Стоит особо рассказать о мужественном исповеднике веры Христовой, отце Иоанне Тарасовиче Евдокимове. Он родился 31 июля 1899 года в Удмуртии (тогда еще – Вятской губернии) в семье священника Тарасия Леонтьевича Евдокимова. Отец Иоанн закончил духовное училище и в 1922 году Преосвященным Алексием (Кузнецовым), архиепископом Сарапульским, был назначен псаломщиком в храм села Полька Удмуртской республики. Храм вскоре закрыли, и отец Иоанн устроился псаломщиком в храм села Паска Кильмезского района Вятской области, состоящий под управлением епископа Нолинского Георгия. Там он женился. В 1929 году закрыли и этот храм. Епископ Ижевский и Воткинский Николай (Ипатов) взял Иоанна Евдокимова служить псаломщиком в село Большие Учи, Можгинского района Удмурсткой ССР. В этом селе Иоанн оказался в разгар коллективизации. За отказ вступить в колхоз по доносу он был осужден на два года тюрьмы. Сидел в Воткинске и Ижевске. Впрочем, через шесть месяцев его освободили, однако, всего имущества он лишился. Дом, в котором жил Иоанн Евдокимов, занял председатель колхоза. Кругом бушевало атеистическое разгулье. И в таких условиях Иоанн решил принять священный сан. 9 марта 1931 года его посвящают во диакона. В 1932 году отец Иоанн вновь переезжает, на этот раз – в город Малмыж Вятской епархии, где в течение 10 лет служит в Богоявленском храме. У отца Иоанна был красивый баритон, он был очень музыкальным человеком. На память он знал практически все церковные песнопения.
В начале 1942 года диакона Иоанна призывают на фронт. В рядах Красной Армии он участвует в боевых действиях. В 1944 году получает тяжелое ранение в левую ногу. Хирурги хотели отнять ногу, но он не согласился, и с тех пор стал носить на ней незаживающую язву, которая болела всю жизнь, мешала выстаивать длительные богослужения. Проведя полгода после ранения в госпиталях, отец Иоанн, демобилизовавшись, возвращается на Ижевсую землю и служит диаконом в храме села Пулька Удмуртии, причем, на вакансии псаломщика. Здесь его вновь поджидает испытание. Почтительное отношение к отцу диакону со стороны народа вызывает чью-то черную зависть. На него поступает донос, фабрикуется уголовное дело, и 10 декабря 1946 года, по приговору Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Удмуртской ССР, он был осужден по 58 статье, части 10 Уголовного Кодекса РСФСР, и приговорен к 5 годам лишения свободы. 58 статья – это знаменитая «лишенческая» статья, которая неоднократно применялась для расправы над духовенством. Она предусматривала конфискацию имущества и последующее лишение избирательных прав на три года. Отца Иоанна отправили по этапу на лесоповал в Красноярский край.
Там он видел многих священнослужителей, страдающих за веру Христову. Отсидев, как говорится, «от звонка до звонка», отец диакон Иоанн вышел на свободу лишь в 1951 году. Он вновь стремится к церковному служению. С огромным трудом получает место псаломщика в селе Ильинском Кировской области. В 1953 году архиепископ Кировский и Слободской Вениамин (Тихоницкий) назначает его в Никольский молитвенный дом в город Вятские Поляны – это южные пределы Вятской земли, недалеко от Татарстана. Там он служит до 1959 года. В 1959 году епископ Кировский и Слободской Поликарп (Примак) рукополагает Иоанна Евдокимова в сан священника и оставляет его вторым священником при том же молитвенном доме.
Отец Иоанн рассказывал, как много людей ходило в молитвенный дом, но, несмотря на это, в 1960 году власти решили разогнать в Вятских Полянах церковную общину. Для этого, прежде всего, необходимо было избавиться от священника, и в 1960 году уже немолодого батюшку, инвалида Великой Отечественной войны, прошедшего через все страдания, опять арестовывают и приговаривают к двум годам лишения свободы. И это в то время, когда в стране разоблачается культ личности Сталина,и начинается знаменитая «хрущевская оттепель»! Впоследствии, через много лет, в 1987 году, мне, в качестве секретаря Кировского епархиального управления, довелось открывать в Вятских Полянах храм. И я познакомился со скупыми строками страшных документов 60-х годов. Дело возрождения храма проходило с громадными трудностями, и вся эта история описана в одном из номеров газеты «Moscow News» за 1987 год.
Отец Иоанн Евдокимов вновь полностью отбывает срок заключения. Он обращается к церковным и светским властям, пытаясь устроиться служить на одном из приходов в Кировской, Казанской, Ижевской и других епархий. Но везде ему отказывают всесильные чиновники из Совета по делам религий. Он перебивается на хозяйственных работах в качестве дворника и грузчика. Наконец, пишет исполненное трагизма письмо Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I, в котором подробно рассказывает свою горестную историю. Благодаря личному вмешательству Святейшего Патриарха, вошедшего в положение опального священнослужителя, в начале 1964 года, он, наконец, получает место псаломщика в том же Богоявленском соборе села Малмыж, где когда-то служил.
И лишь в 1964 году, после отстранения от власти Хрущева и ослабления гонений на Церковь, Преосвященный епископ Иоанн (Иванов) назначил отца Иоанна штатным священником на вакантное место в Троицкую церковь села Волково Слободского района Кировской области, где мы с ним и познакомились. Там батюшка служил более 20 лет, получив много церковных наград и заслужив признание народа.
Примечательно, что 9 мая 1985 года, в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне, отец Иоанн получил от Святейшего Патриарха Пимена именную грамоту, в которой было написано, что он награждается ею «в признание личного вклада в достижение славной Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Святейший выразил также благодарность «за патриотическое служение Родине и Церкви».
Протоиерей Иоанн Евдокимов мирно скончался 28 сентября 1986 года, в день памяти преподобного Никиты Костромского. Его погребли близ алтаря Троицкой церкви, в которой он служил последние годы своей многострадальной исповеднической жизни.
19 августа 1992 года протоиерей Иоанн Тарасович Евдокимов был полностью реабилитирован нашим государством. Я думаю, что эта, пусть даже посмертная, реабилитация очень важна. Ведь отец Иоанн и другие, такие же как он, исповедники, при всей своей безукоризненной честности и даже святости жизни, тем не менее, сильно переживали и некоторым образом смущались, когда упоминали о годах, проведенных в заключении. Отец Иоанн в личных беседах всегда подчеркивал, что страдал безвинно и очень переживал по этому поводу. Это удивительное проявление истинного христианского смирения новых российских исповедников!
В Троицкой церкви я испытал самые светлые переживания отрока, впервые приобщившегося к церковному служению. Здесь я впервые вошел в алтарь, получил благословение на ношение подрясника, в первый раз прочел шестопсалмие, научился церковному осмогласию, был допущен к кадилу, одел стихарь.
Одни из самых ярких впечатлений детства – это теплые, задушевные беседы с отцом Иоанном. Именно отец Иоанн написал мне рекомендацию для поступления в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Не просто ему было пойти на этот шаг – он боялся, потому что понимал, что подобное решение вызовет гнев кировского уполномоченного Совета по делам религий. И его, старца, могли вновь снять, лишить регистрации. Но со слезами он говорил мне: «Я не могу не помочь, не поддержать человека, который в это тяжелое время идет в Церковь и желает встать на мое место». Вечная тебе память, дорогой отец Иоанн!»

Служение митрополита Александра