Митрополит Александр совершил молебное пение Господу Иисусу Христу перед Нерукотворным образом Спасителя
В отдание Вознесения Господня и день памяти праведного Иоанна Кронштадтского митрополит Александр совершил Литургию в алма-атинском храме в честь Собора Пресвятой Богородицы
Поздравление Государственного Секретаря Казахстана митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру с 10-летием пребывания на Казахстанской кафедре
В Нур-Султане состоялась закладка храма в честь Всех святых, в земле Казахстанской просиявших

 

Духовное наследие. Митрополичий округ в Республике Казахстан

 

 

Строгие выговоры делал тем, кто самочинно, без благословения постится перед причастием (то есть по один-два или три дня не вкушает пищи). Таких даже не допускал до причастия. А слабым и немощным даже на ночь перед причастием благословлял выпить чашечку кипяточка и кусочек булочки съесть, чтобы не ослабли, и не сделалось им плохо к утру.

Слабым и больным желудком или легкими разрешал в пост по принятии Святых Тайн, вкушать молоко или чай с молоком, как лекарство. Но после сказать на исповеди священнику, что по болезни и немощи это допускал и у Бога просить прощения.

Старым монахиням, которые на обедах в миру вкушали мясную пищу, нарушая устав (когда в таком возрасте и постной-то пищи нужно употреблять в меру), Батюшка строго об этом напоминал. А молодым не возбранял кушать мясное до определенного возраста, а потом постепенно приучал отвыкать. Батюшка во всем ценил умеренность.

Не раз говорил: «За несоблюдение без причины постов, придет время – постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи».

С сожалением говорил о тех, кто редко бывает в храме, редко или совсем не причащается (особенно пожилые). Как пример, указывал на тех, кто живет рядом с храмом: «Просидят на лавочке всю службу, но в церковь не придут, хотя христианами зовутся! Другие же люди, живя от храма в отдаленных местах, за много километров, находят время ради спасения души приезжать в церковь в праздники и молиться». Сожалел также, что мало ходит в храм мужчин: «Почти одни женщины бывают, а где же мужчины?» Иногда кто-нибудь скажет: «В этом году людей в церкви прибавилось!» А он ответит: «Это не наши, а приезжие люди. А с нашего Нового города как никто не ходил, так и не ходит, кроме нескольких женщин».

Иногда Великим постом кто-нибудь скажет: «Много сегодня причастников было». А он ответит: «Причастников много, да причастившихся истинно немного».

«Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самою кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души».

Часто говорил: «Не дорого начало, не дорога середина, а дорог конец». И много приводил поучительных примеров, когда кто в начале духовного пути горячо возьмется молиться, поститься и проч., да еще без благословения, но впоследствии охладевает и оставляет этот путь. А другие идут умеренно, с постоянством, терпением, и превосходят всех. Батюшка ценил во всем середину и говорил: «Царским путем все святые Отцы шли». «Кто идет с самого начала постепенно, не делая скачков с первой ступени через две-три, а постепенно переходя с одной на другую до конца не торопясь, тот спасается».

«Умеренность, воздержание, рассуждение, своевременность, постепенность полезны всем и во всем». Были случаи, когда по незнанию некоторые новенькие подходили к святой чаше, не исповедавшись. Батюшка сразу строго спрашивал: «А вы исповедывались?» И не допускал до причастия. А после службы доведет до сознания человека как надо готовиться к принятию Святых Тайн. Особенно не мирен бывал на тех, кто без уважительной причины опаздывал на службу и требовал исповедать его и причастить без должного приготовления, и это при добром здоровье. «Так только больных можно причащать, а вы при добром здравии и имеете за собой множество грехов. Неужели не можете выбрать время, чтобы приготовиться, очистить себя покаянием, прийти вовремя в храм, выслушать правило и службу, и, исповедавшись, подойти со страхом Божиим к чаше!» И не допускал таких до причастия. Прибавлял еще: «Подойти к чаше Святых Тайн, это не все равно, что подойти к столу к чашке супа или к чашке чая».

Очень досадовал на тех больных или их родственников, которые зовут священника причастить Святых Тайн, когда у больного уже и язык не ворочается, и рассудок потерян. В одних случаях виноваты родные, в других – сам больной, не имея веры, с упреком отговаривался: «Что вы меня хоронить хотите?» Такое суеверие, что после причастия Святых Тайн он умрет.

Был случай, когда совсем недвижимого молодого человека стали соборовать. И ему так казалось (как сам он рассказывал), что кончится соборование, и к нему подойдут прощаться жена и дети, как к умирающему. А Бог дал, что после соборования и причастия Святых Тайн, он стал поправляться, совсем выздоровел, стал работать, и в храм Божий ходить.

Батюшка Севастиан был недоволен теми, кто не желал собороваться из-за убеждения, что соборуют только умирающих. А другие имели суеверие, что после соборования по земле нельзя ходить, на что Батюшка недовольно скажет: «Ну летай тогда, раз ходить нельзя». И молодым Батюшка благословлял собороваться, потому что почти все душевно и телесно больные, а соборующиеся с верою получают исцеление, подкрепление и прощение забытых грехов.

 

Лента новостей