1953 год. 2.III/15.III После Херувимской
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня в нашем храме будет совершена хиротония, что значит рукоположение во иереи, то есть, во священники. Не все знают, как совершается это таинство. Из района посылают, например, в город псаломщика, а возвращается он оттуда в свое село уже священником, а как это произошло – для многих непонятно. Да и из здесь стоящих городских богомольцев есть такие, которые не видали этого.
В нашей православной Церкви три степени священства: епископ, иерей и дьякон. Для того, чтобы рукоположить нового епископа, требуется присутствие по крайней мере двух других епископов, а иногда это совершается пятью, шестью, и даже двадцатью епископами. Все они возлагают руки свои на главу будущего епископа, и тогда передается ему благодать Всесвятаго Духа, и он получает силу и право не только совершать все таинства, которые совершают иереи, но и рукополагать священников и дьяконов.
Посвящение во иереи происходит во время Литургии, сразу после пения Херувимской песни, то есть именно сейчас. Рукополагаемый становится перед амвоном, между двумя иподиаконами, а епископ садится в алтаре около Престола. Иподьяконы возглашают: «Повели!» «Повелите!» – обращение к епископу и к народу: можно ли ввести рукополагаемого в алтарь через Царские Врата? Кандидата вводят, он падает ниц перед Престолом и отдает земной поклон епископу. После этого старший из священнослужителей обводит его трижды вокруг Престола, а певчие поют: «Святии мученицы» и «Исаие, ликуй!» – то самое, что поется при венчании, когда брачующихся обводят кругом аналоя. Таким образом таинство священства напоминает таинство брака, только здесь невестою является как бы вся паства, все то Христово стадо, которое отныне будет пасти новый иерей. Затем рукополагаемый становится на колени у правого угла Престола, полагает на него крестообразно руки, а на руки главу свою в знак полной своей покорности Церкви и епископу. Епископ покрывает склоненную главу своим омофором и полагает на ней крестное знамение со словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, пророчествует благоговейнейшего диакона (такого-то) во пресвитера. Помолимся убо о нем!» В этот момент и сходит на рукополагаемого Дух Святый, и благодать священства будет пребывать с ним до гроба, так что никто уже не может отнять ее. Если бы даже священника лишили сана, и то благодать остается при нем, хотя на Страшном Суде может оказаться ему в осуждение.
Я уже говорил вам не раз, что священнику дается благодать совершать то, что не доступно даже Ангелам – претворять хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Будет он отныне совершать и другие таинства, а также проповедовать слово Божие. После рукоположения облачают нового иерея в священнические одежды и при этом каждый раз возглашают: «Аксиос», то есть «Достоин»!
Просьба к вам, присутствующим здесь, горячо помолиться с нами о том, чтобы послал Бог нового достойного делателя на жатву Свою. Вы знаете, что жатвы очень, очень много, а делателей мало, по слову Господню. Молитесь убо Господину жатвы, да потрудится новый делатель во славу Божию до конца дней своих. Аминь.