В предпоследнюю субботу Рождественского поста митрополит Александр совершил Литургию в храме Представительства Православной Церкви Казахстана в Москве
Глава Митрополичьего округа встретился с гостями, прибывшими на празднование 25-летия учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии
В День общенационального траура в Казахстане Глава Митрополичьего округа совершил поминовение жертв трагедии на шахте Костенко
Архиепископ Петропавловский Владимир принял участие в заседании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
В Южной столице Казахстана почтили память казаков – жертв репрессий ХХ столетия

EN

24 января 2024 года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, в день 105-летней годовщины начала геноцида казачества, в Богоявленском храме Алма-Аты состоялось поминовение жертв красного террора.

Заместитель председателя комиссии по просветительскому служению Астанайской и Алма-Атинской епархии иерей Александр Триандофилов совершил Божественную Литургию и панихиду.

За богослужением молились казаки «Союза казаков Семиречья», которые исповедались и причастились Святых Христовых Таин.

По завершении панихиды отец Александр произнес проповедь. Со словом к собравшимся обратились атаман «Союза казаков Семиречья» В.С. Шихотов, председатель Совета стариков В.Р. Попов и Координатор молодежного Совета Координационного Совета организаций Российских соотечественников в Республике Казахстан С. Шихотов.

Увековечивание памяти пострадавших в годы политических репрессий в Казахстане является частью осуществления президентской программы «Рухани жангыру».


24 января 1919 года Оргбюро ЦК РКП(б) приняло «Циркулярное письмо ЦК об отношении к казакам», которое проложило начало страшному и кровопролитному периоду в истории казачества. Политика «расказачивания» предусматривала массовую депортацию граждан: все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены за пределы Дона, Кубани, Терека на Север. «Процесс тормозила лишь хроническая нехватка железнодорожных вагонов, поэтому было принято решение всех уничтожать «на местах». Казачьи реки Дон, Кубань, Терек, Урал и другие были залиты казачьей кровью». Письмо Оргбюро ЦК РКП (б) от 24 января 1919 года ставило казачество в положение «поверженного врага» и фактически объявило его вне закона. «Развивая эти жуткие планы геноцида, Троцкий заявил на собрании комиссаров Южного фронта в Воронеже: «Уничтожать казачество так таковое – вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области». Практически нет казачьих семей, которых бы так или иначе не коснулась политика геноцида. «Сожжено заживо, расстреляно, выслано в Сибирь было в основном мирное гражданское население станиц и хуторов – старики, женщины и дети. Документ, подписанный Яковом Свердловым, унес более 2 миллионов жизней казаков. К 1926 году на Дону осталось не более 45% казачьего населения. В других войсках – до 25%, в Уральском войске лишь 10%. Были уничтожены, изгнаны из страны многие казаки старше 50 лет – хранители традиций. Как сказал известный публицист, писатель Александр Солженицын в своем выступление в 1995 году, мы все жестоко виноваты перед казачеством. Геноцид казачества – самая большая трагедия XX века». Семиреченские казаки сполна разделили эту печальную участь.

Церковь и Общество