Митрополит Александр и участники торжеств, посвященных 10-летию Чувашской митрополии, совершили литию на месте погребения митрополита Варнавы (Кедрова)
Состоялась встреча митрополита Александра с акимом города Рудного В.Н. Ионенко
Навечерие Богоявления Господня. Крещенский сочельник
В рамках вечерних богословских курсов при Никольском соборе города Алма-Аты прошел семинар, посвященный Рождеству Христову
Митрополит Александр принял участие в международной конференции «Православие и Ислам: сохранение традиционных семейных ценностей в современных условиях глобализации»

20 декабря 2021 года. Ташкент. В конференц-зале отеля Radisson прошла международная научно-практическая конференция «Православие и Ислам: сохранение традиционных семейных ценностей в современных условиях глобализации».

Основная цель мероприятия – актуализация на широком общественном уровне государств Средней Азии, Казахстана и России проблем, связанных с сохранением традиционных семейных ценностей.

Организаторами форума выступили: Ташкентская и Узбекистанская епархия Среднеазиатского Митрополичьего округа Русской Православной Церкви, Духовное управлением мусульман Узбекистана. Мероприятие прошло при поддержке комитета по делам религий при кабинете Министров Республики Узбекистан, русского культурного центра Узбекистана, Отделения Союза православных женщин и международного женского общественного Фонда «Sharp Ayoli – Женщина Востока».

Участниками конференции стали: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, заместитель председателя Духовного управления мусульман Узбекистана Иброхим Иномов, чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Узбекистан О.С. Мальгинов, первый заместитель директора Московского Дома соотечественника Ю.И. Каплун, преподаватели Ташкентской духовной семинарии и воскресных школ Среднеазиатского Митрополичьего округа, педагоги международной исламской академии Узбекистана.  

На мероприятии присутствовали: архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний, управляющий делами Православной Церкви Казахстана епископ Каскеленский Геннадий, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион, епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил, епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, епископ Душанбинский и Таджикистанский Павел, духовенство приходов города Ташкента и священнослужители, сопровождающие гостей-архипастырей.

Конференция открылась приветственным словом митрополита Астанайского и Казахстанского Александра «Православие и Ислам: сохранение традиционных семейных ценностей в условиях глобализации». В своем выступлении Глава Митрополичьего округа отметил, что «Сегодня мы наблюдаем стремительное распространение религиозного и нравственного релятивизма во всем мире. Прежде всего, это касается попыток вытеснить из жизни человека подлинные духовные ценности и заменить их культом безудержного потребления и вседозволенности. Экономика, становясь доминантой социального развития, навязывает людям гонку за материальными благами и плотскими удовольствиями. Веру и нравственность пытаются представить никому не нужными старомодными понятиями. В итоге разрушаются вековые традиции народов, устои семьи и общины, а через это искажается и сама человеческая личность».
«Опасные вызовы современности, – продолжил Предстоятель Православной Церкви Казахстана, – поднимают новые острые вопросы перед человечеством. Насаждаемая на Западе идеология пытается представить традиционный семейный союз как отживший общественный институт. В публичном пространстве насаждаются идеи моральной распущенности. Между тем именно семья – основа настоящего и будущего человечества. Такие непреходящие семейные ценности, как крепкий брачный союз мужчины и женщины, почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших – скрепляют каждое общество и государство.  Их необходимо бережно сохранять и передавать последующим поколениям, потому что они никогда не устаревают. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья». Именно в семье человек усваивает базовые нормы поведения и ценностные ориентиры, получает нравственное воспитание и приобщается к духовной традиции своего народа. Семья – это первая и наиболее важная школа жизни для каждого человека».

По мысли митрополита Александра, «Разрушение семьи – это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Ведь именно традиционная семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Если под влиянием современной секулярной культуры отношения детей и родителей вырождаются в подобие торгового контракта, то это обесценивает и вырождает и семью, и общество. Уважая свободу человека, мы должны избегать и другой крайности, – ложного понимания принципов свободы. Прямая и важная обязанность лидеров и священнослужителей традиционных религий – ограждать верующих от разлагающего влияния современной проповеди безнравственности и аморализма. Мы свидетельствуем: не следует путать понятия свобода и грех. Конечно, грех не является юридическим понятием с точки зрения норм современного права, но представление о том, что дозволено, а что не дозволено Божественным законом, имеется в каждой традиционной культуре. Мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим нравственным убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и притеснений со стороны людей, которые в угоду новомодным веяниям, основанным на интеллектуальных играх философов постмодерна, забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков».

По окончании выступления митрополита Александра собравшимся были представлены следующие доклады:

• настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина) «Монашество – как путь женщины в Православии»;
• Р.А. Гиниятуллин «Православие и Ислам: сохранение традиционных семейных ценностей в условиях глобализации»;
• С.Г. Турсунбаева «Роль женщин в Исламе в сохранение традиционных семейных ценностей в условиях глобализации»;
• Н.В. Дмитриевская «Многодетность – традиционная ценность, объединяющая религии и народы»;
• С.Ю. Масайитов «Забота ислама о правах детей»;
• Е.А. Сепягина «Безопасность детей в интернете. Презентация пособия для родителей и педагогов»;
• И.И. Коржикова «Закон в поддержку традиционных семейных ценностей»;
• О.П. Кобзева «Воспитание и обучение детей в исламе: традиции и современность»;
• Т.С. Алимходжаева «Семейное чтение – важный фактор сохранения истинных семейных ценностей»;
• С.Н. Усенов «Роль махалли в вопросах сохранения традиционных семейных ценностей и воспитания молодежи»;
• А.Х. Усманходжаев «Духовное состояние семьи – забота государственных и общественных организаций Нового Узбекистана»;
• В.В. Топчий «Поддержка социально-уязвимых слоев населения в условиях пандемии коронавируса. Опыт Православной волонтерской группы «Твори Добро».
• О.Ш. Ахмедов «Семейные ценности в исламе»;
• А.П. Сергеева «Семейные ценности и их значение для семьи, для общества»;
• И.М. Гофурова «История православных соборов в Туркестане»;
• А.В. Грекова «Вспомнить, нельзя забыть. О семейных традициях недавнего прошлого в православии»;
• Р.Р. Искожонов «Принципы толерантности в трудах мыслителей средневекового Востока»;
• А.А. Компаниец «Семейные ценности в христианстве»;
• Н.К. Туранбеков «Сравнительный анализ условий бракосочетания в учениях ислама и православия»;
• Л.А. Ходырева «О работе с молодежью на примере прихода в честь преподобного Сергия Радонежского, города Ферганы».

По окончании выступлений участники конференции обсудили международный опыт решения вопросов по сохранению традиционной семьи и семейных ценностей, познакомились с примерами и результатами организации воспитания детей в различных социокультурных условиях и лучшими образцами существующей педагогической практики, выработали меры укрепления и развития традиционной семьи и семейных ценностей в современном мире.

В завершение работы форума был принят итоговый документ.

Межрелигиозный диалог