Завершился визит митрополита Александра в Уральскую епархию
Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил воскресную Литургию в храме Христа Спасителя города Алма-Аты
В День памяти жертв политических репрессий Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил поминовение всех невинно убиенных в ХХ столетии
Состоялось очередное заседание открытого исторического общества Казахстанского Митрополичьего округа
Епископ Каскеленский Геннадий принял участие в XXIX Международных Кирилло-Мефодиевских чтениях в Минске

18-19 мая 2023 года. Минск. В столице Республики Беларусь прошли XXIX Международные Кирилло-Мефодиевские чтения на тему «Христианство и нравственные вызовы современности».

В научном форуме принял участие епископ Каскеленский Геннадий, управляющий делами Казахстанского Митрополичьего округа.

На протяжении почти трех десятилетий чтения объединяют специалистов и ученых из стран ближнего и дальнего зарубежья, работающих в области богословия, истории, философии, культурологии и религиоведения. Форум стал уникальной площадкой для обсуждения научных изысканий в сфере гуманитарного знания, проблем межкультурного и межконфессионального диалога, христианской духовности и ее значения для современного мира.

С приветственным словом к собравшимся обратился Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин. «Вспоминая о трудах равноапостольных братьев, мы преклоняемся перед их жертвенным служением и твердостью веры. И сегодня, когда человечество стоит на пороге глобального кризиса и реальной возможности шагнуть в пропасть духовного небытия, мы особенно остро осознаем, как важно продолжать подвижническое служение святых Мефодия и Кирилла», — подчеркнул архипастырь. Его Высокопреосвященство отметил, что мир стремительно меняется, и человеку все труднее найти ответы на острейшие вопросы о своем предназначении, смысле бытия, о том, что же все-таки является добром, а что — злом, воспринять спасительную евангельскую весть. Именно поэтому нынешние чтения посвящены теме «Христианство и нравственные вызовы современности».

Патриарший экзарх выразил уверенность, что в работе секций, просветительских конференций и круглых столов будут также подняты вопросы дальнейшего развития сотрудничества с государственными органами и общественными объединениями.

«Белорусская Православная Церковь готова расширять взаимодействие, чтобы каждый человек в полной мере послужил Богу и нашему Отечеству, которое, по слову апостола Павла, как и всякое отечество на небесах и на земле именуется от Отца Небесного Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 3:14-15)», — завершил выступление архипастырь.

Со словами приветствия к участникам чтений обратились: уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, который также огласил приветственное слово председателя Совета Республики Национального Собрания Натальи Кочановой; министр юстиции РБ Сергей Хоменко; начальник управления общественных коммуникаций Главного управления информационной политики и общественного развития Администрации Президента РБ Артем Свиридов; начальник Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования РБ Виктор Довнар; директор Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН РБ Александр Локотко; католический митрополит Минско-Могилевский архиепископ Иосиф Станевский; священник Франтишак Рудь, который огласил слово Апостольского нунция в Республике Беларусь архиепископа Анте Йозича; советник Посольства Республики Болгария в Республике Беларусь Ангел Ценов; заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин БГУКИ Виктор Языкович; ректор Минской духовной академии архимандрит Афанасий (Соколов); преподаватель Минской духовной семинарии архимандрит Никодим (Генералов); начальник ГУ «Дипсервис» Валерий Скакун.

Далее состоялось пленарное заседание. С докладом «Современные технологии — опасности реальные и мнимые» выступил епископ Каскеленский Геннадий, кандидат богословия, управляющий делами Казахстанского Митрополичьего округа, член комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. «Христианская антропология дерзновенно утверждает богоподобие человека. Ряд святых отцов Православной Церкви полагали, что образ и подобие Божие в человеке заключены в способности творить в области духовной жизни, а также в литературе, искусстве, да и во всех иных сферах жизнедеятельности. Бог Творец вложил в Свое создание богоподобную способность творчества. Не лишне напомнить, что греческое «поэт», в церковном произношении «пиит», означает «творец». Святитель Григорий Палама утверждает, что благодаря способности к творчеству человек выше ангелов. «Мы больше, чем ангелы созданы по образу Божию». Человек имеет не только рассудок, но и чувства — в этом его отличие от ангелов. Чувства, соединенные с рассудком, пишет святитель: « …открывают множество искусств, наук и знаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей из ничего — разумеется, не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, — все это дано только людям». Отметим, что подобное отношение к творчеству не свойственно религиозным учениям пантеистического толка, в которых отсутствует представление о свободной воле Творца, а мировая история понимается как процесс, развивающийся в соответствии с вечными, нерушимыми законами Вселенной. Протоиерей Георгий Флоровский лаконично отметит: «Если нет Творчества Божия, то, конечно, не может творить и человек». Вместе с тем, христианская антропология решительно не принимает представлений о человеке, как самозамкнутом индивиде, сосредоточенном на себе самом, оправдывающим и возводящим на пьедестал свои природные способности, свое мелкое тщеславие и греховные страсти. Человек творящий должен быть всегда открыт к Абсолюту, иметь в мыслях вечность и бессмертие души, руководствоваться принципами и идеалами творчества по образу творчества Всевышнего. В каждом своем творческом действии человек по сути актуализирует в себе образ Божий как образ Творца. В противном случае человеческое творчество лишается традиционных метафизических ориентиров, а представления об эстетических, моральных и общественных ценностях размываются, релятивизируются и исчезают», — отмечалось, в частности, в докладе архипастыря.

«Стремительное развитие цифровых технологий сформировало в сознании большой группы людей ряд совершенно утопических представлений, к которым можно отнести возможность «оцифровать» все стороны частной и общественной жизни человека; способность предсказать все направления общественного развития и их безальтернативность; а также возможность тоталитарного контроля жизни человека и общества. Все это приводит к отрицанию традиционных смысловых и жизненных установок, к их игнорированию при принятии решений о целях и методах общественного развития, а в конечном итоге к дегуманизации.
При таком подходе свободная человеческая личность, «образ и подобие Божие» воспринимается цифровой властью как программируемый индивидуум, некий числовой конструкт, набор точных характеристик. Человек многократно «оцифровывается», создаются его профили как пациента медицинской клиники, студента учебного заведения, финансового заемщика, работника предприятия, налогоплательщика, получателя социальных услуг и так далее. Вводятся всевозможные рейтинги, персональные траектории, Искусственный интеллект распознает уже не только лица, но и эмоции, что позволяет судить об усталости работника. Делаются прогнозы о вероятности совершения преступления, развивается так называемая предиктивная аналитика. Причем особую обеспокоенность вызывает обстоятельство, что никакого согласия граждан на перевод в электронную форму всех этих данных о личности никто не спрашивает. В связи с этим абсолютно понятна и своевременна позиция Русской Православной Церкви, которую она неоднократно заявляла в своих официальных документах, в том числе, принимаемых Архиерейскими соборами. Церковь подчеркивает, что ее обязанность «ревностно заботиться о сохранении прав и достоинства человека». При этом для правозащитной деятельности следует особо выделить такую область, как «недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций»», — отметил епископ Геннадий.

Доклад «Феномен науки через призму христианской картины мира» представила Марина Можейко, доктор философских наук, профессор ГУО «Республиканский институт высшей школы» (г. Минск, Республика Беларусь).

В ходе пленарного заседания были подписаны соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Президентской библиотекой РБ и соглашения о сотрудничестве между ОО «Белорусский Фонд мира» и МОО «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла».

На нескольких площадках города Минска состоялся ряд конференций и круглых столов, посвященных различной тематике: духовно-нравственные основы белорусской культуры: наследие свв. Мефодия и Кирилла в современном мире; Церковь, государство и общество; современные социально-экономические проблемы в свете христианского учения; Библия в истории и культуре; актуальные вопросы истории Белорусской Православной Церкви; наука и богословие: от конфронтации к диалогу; медицина и духовность: вопросы современной биоэтики; христианство и экологические проблемы современности; современное богословие: пути развития; межконфессиональный диалог в пространстве науки и культуры; традиционные религиозные ценности и современная культура; актуальные проблемы религиоведения в XXI веке; белорусское искусство сегодня: традиции и современность.

Организатором чтений выступает Международное общественное объединение «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» совместно с Институтом теологии БГУ и заинтересованными учреждениями образования. Чтения включены в программу сотрудничества между Министерством образования РБ и Белорусской Православной Церковью на 2020-2025 годы и проходят при поддержке Управления делами Президента РБ, комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации, Мингорисполкома и Министерства образования РБ.

В нынешнем году к участию в чтениях были приглашены около 200 человек.



С использованием материала портала Church.by

Образование и наука