Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, посвященное итогам 2016 года
Митрополит Александр доставил в Костанай список с чудотворной святыни – Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение»
Святейший Патриарх Кирилл утвердил решение диссертационного совета Санкт-Петербургской духовной академии о присуждении ученой степени кандидата богословия заведующему церковно-практической кафедрой Алма-Атинской духовной семинарии В.П. Пашкову
Состоялась встреча митрополита Александра с заместителем председателя Ассамблеи народов Евразии Младжаном Джорджевичем
Монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших
  • 010000, г. Астана, пр. Республики, 12В
  • Телефон: (+7 7172) 53-69-67, Факс: (+7 7172) 53-72-58


Историческая справка


В 1930-е годы священомученик Павел Гайдай, находившийся в ссылке в захолустном Акмолинске, предсказывал своим духовным чадам: «Какой большой город здесь будет! И трамваи ходить будут, и монастырь еще будет». Те сомневались: «Батюшка, да какой там монастырь?! Все закрывают, ломают, кто его будет строить?» «А кто ломает, тот и построит», – ответил батюшка. Это свидетельство покойной монахини Евдокии (Левицкой) подтверждает и ее сестра, Параскева З., добавляя: «Прошло много лет. Как-то моя дочь пришла с работы и говорит: «Мама сегодня пустили первый троллейбус». Я очень плакала: «Прости, мой миленький батюшка, ведь я тогда не поверила». В то время на весь Акмолинск было три грузовых машины, ездили на лошадях да на верблюдах. А батюшка провидел далеко вперед. Когда в начале 1970-х годов архимандрит Кирилл организовал монашескую общину, а потом зарегистрировали монастырь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», я тогда сказала: «Какой у нас был великий Батюшка!»

Среди репрессированных монахинь, находившихся в Акмолинске в 30-е годы и позднее, старые прихожане называли игумению Мартиниану, монахинь Гавриилу, Михаилу, Рафаилу из Борисоглебского монастыря, монахинь Магдалину, Евдокию из Шамордино, схимонахиню Веру из Твери, монахинь Евдокию, Евфалию из Одессы. Вокруг этих матушек постепенно формировалась община склонных к монашеской жизни сестер, которые в середине 70-х годов были собраны архимандритом Кириллом (Бородиным) в «Кирилло-Мефодиевскую монашескую общину».

Монахиня Николая, келейница отца Кирилла, рассказывала, что как-то, собирая на стол для батюшки и для его гостя, приезжего, близкого по духу священника, она слышала, как отец Кирилл открыл ему, что еще во время учебы в семинарии ему явилась Царица Небесная, возвещая волю Божию о создании этой обители. Когда он был направлен в Целиноград, Матерь Божия встретила его таким знамением: войдя в храм, он увидел, как «Почаевская» икона Богородицы не упала, а как бы сошла, спустилась со стены на пол. Он подошел и встал перед нею на колени. Этим знамением началось особенное молитвенное почитание этого образа Царицы Небесной. Рассказывала об этом настоятельница обители «Взыскание погибших» монахиня Рафаила (Василенко), а также покойная монахиня Евдокия (Левицкая), бывшая свидетельницей этого случая.

Однажды после всенощного бдения в день памяти преподобного Сергия Радонежского отец Кирилл был очень огорчен малым количеством молящихся, он даже хотел попросить правящего архиерея перевести его в другое место: слишком уж скромно показалось после торжества, которое устраивают в Лавре своему преподобному основателю. Но этой ночью он был утешен явлением Божией Матери, которая открыла ему, что именно в этом городе он должен основать иноческую обитель.

В 50-х – начале 1970-х годов внешний вид храма, внутренний интерьер и иконостас были достаточно скромными. Тесовая обшивка стен, разобранная, как бы срезанная колокольня (еще в 20-е или 30-е годы власти, всячески препятствуя проведению ремонта, довели ее до аварийного состояния, и колокольня была лишена двух верхних ярусов и шатра), ветхие постройки на неблагоустроенной территории. Давние прихожане вспоминают, как через разбитое окно в барабане центрального купола проникала вода, образуя лужи на полу (некоторые, впрочем, говорят, что причиной тому были худая крыша и щели на потолке). Все годы своего настоятельства (1970-1980) отец Кирилл производил ремонт помещений и строительные работы на территории Константино-Еленинской церкви. Храм был оштукатурен, исправлена крыша, на куполах установлены позолоченные кресты, стены внутри расписаны и устроен новый деревянный иконостас с элементами позолоты (привезен из Москвы). Обновлены иконы и сами киоты икон.

На месте небольшой крестильни, существовавшей еще с начала 1950-х годов, в 1980 году построили небольшой храм святого благоверного князя Александра Невского. 5 или 7 мая 1980 года (первая дата стоит на антиминсе, вторая – в записях одной из монахинь) он был освящен епископом Алма-Атинским и Казахстанским Серафимом (Гачковским).

К нему прилегали покои, где жил отец Кирилл и останавливался по приезде в Целиноград правящий архиерей.

При Александро-Невской церкви были устроены различные помещения для жилья. На месте старенького дома, где первоначально располагалась келья отца Кирилла, построили двухэтажные корпус. Первый этаж был из шпал, второй этаж засыпной, шлак и опилок. На первом этаже были кельи для священников, три комнаты, на втором этаже – швейная, позже там были кельи для монахинь.

Также были построены трапезная, ризная, просфорная, прачечная, гостиница. История последней такова: был куплен дом на ул. Габдуллина, переведен туда скотный двор. Там тоже были кельи и жили монахини, человек восемь. Постройки, где был скотный двор, отремонтировали, поштукатурили, покрасили, сделали двухъярусные полати, и получилась гостиница. Приезжало много паломников, они спали на полу в нижнем храме равноапостольного князя Владимира и в этой гостинице. Гостиничной была монахиня Михаила, у нее там же была маленькая келья. Монахини жили также в частных домах по ул. Акмолинская, ул. Интернациональная, ул. Габдуллина.

Кроме этого были построены склад для хранения пищевых продуктов, столярная мастерская, часовня для освящения и годового хранения святой крещенской воды, каменная ограда. Церковная территория была заасфальтирована, высажено много деревьев и цветов на клумбах.

К началу 1980 года в общине трудилось больше 50 сестер, среди которых было 2 схимницы (Пиама и София), более 20 монахинь, послушницы, трудницы.

В 1970-е годы отцом Кириллом был установлен каменный белый крест и надгробие с именами священников, служивших в храме с момента его основания: архимандрит Максим, иеромонахи Илиан, Евстафий, протоиереи Игнатий, Симеон, Михаил, Алексий, Максим, Петр, Николай, Леонид, Парфений, Виктор, Ваптос, Николай, Евгений, Николай, иереи Евфимий, Сергий, Иоанн, Сергий, Иаков, Феодор, Иоанн, Иаков, диаконы Феодор, Николай. На территории \ похоронен протоиерей Василий (фамилия неизвестна).

 

Современное положение


После перестройки, когда стали открывать монастыри и строить храмы, матушки неоднократно обращались к властям с прошением о регистрации монастыря и в 1990 году монастырь был зарегистрирован официально. Он был назван в честь чтимой иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», и поныне украшающей церковь святой обители. Монастырь находится на территории Константино-Еленинского собора.

Уставные богослужения регулярно проводились после регистрации монастыря в Александро-Невской церкви, пока главным храмом монастыря при игуменье Дамиане (Латышевой) в 1995 году вновь не стал Константино-Еленинский собор. В соборе же читалось и правило для монашествующих, а в храме Александра Невского богослужения проводились только по воскресениям и большим праздникам. Впрочем, до 1999 года даже в те годы (1991-1995 годы), когда в обоих храмах шли службы отдельно для монашествующих и мирян, в соборе богослужение совершалось также строго по уставу.

Вначале, в 1990 году, было решено построить монастырь в селе Малотимофеевка. Была выделена земля, составлен проект. Завезли материал: кирпич, песок, блоки. Вырыли котлован под церковь, и правящий епископ Евсевий (Саввин) (ныне –  митрополит Псковский и Порховский) приезжал на место для освящения закладки храма. Заложили также фундамент под жилой дом. Пробурили скважину для воды, огородили участок временно колючей проволокой. Первым летом посадили там картофель.

Но вскоре решение изменили и стали строить жилой корпус на территории Константино-Еленинского храма. Проект сделал городской архитектор Кочетов.

Сначала рассчитали поднять здание на два блока над землей, но оказалось, что здание закроет собою церковь. Решили опуститься на два блока вниз. Вызвали археологов, сделали анализ почвы, они сказали, что воды грунтовые далеко и вода подниматься не будет. Но когда начали рыть котлован, появилась вода. Чтобы экскаватор спустился в котлован, завозили керамзит, а с другой стороны ставили насос и откачивали воду. Насыпной грунт выбирали до самой глины. Клали плиты и бетонировали, создавая монолит, в два или три ряда.

Многие работы проводились безвозмездно и много помогали в строительстве монастырю казаки. Сестры ходили с кружками по магазинам, по базарам. Паломники привозили посильные пожертвования. Приходили переводы, посылки. Помогали предприятия, организации. Писали письма с просьбой о помощи. Трехэтажный жилой корпус помогал строить весь город.

Не только предприятия и администрация города, но и частные граждане, среди которых были не только православные, но и иноверцы, и мусульмане, вносили пожертвования на богоугодное дело. Были и чудесные случаи, когда во сне некоторым, жившим в другом городе, являлись покойные родственники, прося передать деньги на строительство монастыря в Целинограде, называя незнакомые им имена тех, кому эти деньги нужно было вручить.

В октябре 1994 года корпус был построен, в него перешли все сестры обители. Зимой 1995 года настоятельницей монастыря была назначена постриженица Толгского монастыря, монахиня (впоследствии игуменья) Дамиана (Латышева). В 1999 году ее сменила монахиня Рафаила (Василенко), которая и в настоящее время руководит духовной жизнью обители в сане игуменьи (с 9 апреля 2011 года).

 

Святыни монастыря:

 

  • икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»,
  • мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых (около 80 частиц), подаренный монастырскому храму Украинской Православной Церковью Московского Патриархата,
  • икона Пресвятой Богородицы «Почаевская».

 

Настоятельница: игумения Рафаила (Василенко Антонина Ивановна).

Престольный праздник: 18 февраля

Лента новостей