Николай (Клементьев) (1873 - 1937) – архиепископ Великоустюжский, священномученик
- Раздел: Святые
Память 31 декабря (18 декабря по ст. ст.), в Соборах Санкт-Петербургских святых, Вологодских святых, новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
В миру Николай Федорович Бардаков (Клементьев), родился 6 октября 1873 года в деревне Лосевой Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне Ивановской области). Он был младшим и единственным сыном в семье священника Федора Николаевича Бардакова и Евпраксии Петровны, у которых было трое дочерей.
Раннее детство Николай провел в Макарьевском уезде в селе Крутцы, куда в декабре 1875 года был переведен его отец. Село стояло на речке Ширмакше, на торговом тракте из Пучежа в село Ковернино, вблизи границы с Семеновским уездом Нижегородской губернии.
В 1884 году поступил Костромское духовное училище, по окончании которого в 1889 году поступил поступил в Костромскую духовную семинарию, которую окончил в 1895 году.
При поступлении в Санкт-Петербургскую духовную академию Николай Федорович сменил родовую фамилию на новую — в костромских документах впервые этот факт был зафиксирован в клировых ведомостях Никольского храма (1897 года), где, в частности сказано: "Сын вдовой священнической жены Ефрасии Петровой Бардаковой — Николай Феодоров Клементьев, обучается в Санкт–Петербургской духовной академии, поведения отлично-хорошаго".
В 1899 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия и получил должность учителя логики и латинского языка в Александро-Невском духовном училище.
7 мая 1904 года был рукоположен во иерея к кладбищенской Большеохтинской Георгиевской церкви в Санкт-Петербурге. Служил также в храме Охтинского детского приюта.
С 7 декабря 1908 года служил в церкви Сошествия Святого Духа на Большой Охте.
После 1914 года овдовел.
7 апреля 1919 года был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Петроградского храма Сошествия Святого Духа, а также благочинным 10-го благочиния.
В 1922 году был арестован по делу «об изъятии церковных ценностей», приговорен к трем годам заключения, но через 9 месяцев освобожден.
Овдовел. В 1924 году принял монашество и 23 июня был хиротонисан во епископа Сестрорецкого, викария Петроградской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Тихон (Беллавин).
Активно противодействовал обновленцам. 11 мая и 25 июня 1925 года совместно с епископами Венедиктом (Плотниковым) и Иннокентием (Тихоновым) подписал послания, предостерегающие паству от доверия обновленцам и рекомендующие воздерживаться от участия в подготовке к их собору 1925 года.
15 декабря 1925 года был арестован и отправлен на три года в Иркутскую область. в 1929 году был освобожден с ограничением в местожительстве.
Епископ Николай поселился в Твери и только в 1931 году смог вернуться в Ленинград, где полтора года жил у своих дочерей, пока не была введена всеобщая паспортизация. Владыке не разрешили получить прописку в Ленинграде. Он выехал в город Тихвин, но и там ему отказали в прописке.
22 марта 1933 года назначен епископом Никольским, управляющим Великоустюжской епархией. В мае 1933 года прибыл в Великий Устюг.
С 6 июля 1924 по 4 апреля 1933 года временно управлял Охтинским викариатством Ленинградской епархии.
9 июля 1934 года был возведен в сан архиепископа и назначен правящим архиереем Великоустюжским и Усть-Вымским.
7 декабря 1935 года был арестован вместе с девятью своими сослуживцами по обвинению в "участии в контрреволюционной группе". Обвинение гласило:
"Архиепископ Клементьев в городе Великом Устюге с конца 1933 года организовал вокруг себя наиболее реакционную и антисоветскую настроенную часть духовенства, с которыми под предлогом заседания епархиального совета и разных празднеств устраивает сборища, обсуждая на них вопросы противодействия советской власти. Кроме этого, для контрреволюционной агитации широко использовал церковный амвон".
3 сентября 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР был осужден на 5 лет ссылки в Казахстан.
Ссылку отбывал в селе Ванновка Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области.
23 декабря 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в "контрреволюционной деятельности". 26 декабря им было написано в НКВД Тюлькубасского района заявление: "На поставленные Вами вопросы по моей антисоветской деятельности за время моего административно-ссыльного проживания как в Ванновке, так и вне Тюлькубасского района, имею сказать следующие. По возрасту (65-й год) и состоянию здоровья, а также по званию служителя культа какой-либо работы я получить не могу и затруднялся бы выполнять таковую, если бы даже и получил ввиду частых припадков головокружения и сильной болезни в ногах. Я неделями безвыходно пребывал в своей квартире, выходя из нее только по крайней необходимости: или молитвенный дом, или на почту, или на отметку в НКВД… По приезде сюда я писал одно письмо Ташкентскому архиепископу Борису (Шипулину) с просьбой к нему, как к духовному руководителю Ванновского прихода, благословить мне, если будет возможно от советской власти, служения в молитвенном доме для приобщения Святых Таинств, а в случае невозможности храмового моего приобщения благословить такое приобщение на моей квартире… Архиепископ Борис по происхождению из Великого Устюга и по учению академическому мне товарищ, ответил мне письменно на мою просьбу, и на храмовое, и на домашнее приобщение благословил… Больше я рассказать НКВД о себе ничего не имею. 26.12.1937 года Николай Клементьев".
Из обвинительного заключения:
"В Тюлькубасском районе, будучи враждебно настроенным к советской власти, ведет систематическую контрагитацию, направленную на дискредитацию мероприятий партии и правительства. Имеет тесную связь с контрреволюционным духовенством и с ссыльными в разных городах СССР, с которыми поддерживает связь и дает директивные указания в контрреволюционной деятельности".
30 декабря тройкой при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорен к высшей мере наказания.
Расстрелян 31 января 1937 года в 24 часа.
31 мая 1989 года был реабилитирован прокурором Чимкентской области по 1937 году репрессий.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.