В Алма-Ате состоялась встреча митрополита Астанайского и Казахстанского Александра с министром Правительства города Москвы С.Е. Череминым
Митрополит Александр совершил Литургию в старейшем храме столицы Казахстана
Президент Казахстана К.-Ж.К. Токаев поздравил казахстанцев с Рождеством Христовым
Праздник Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
В день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты

EN

4 февраля 2024 года – неделя 35-я по Пятидесятнице; празднование в честь Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную Литургию в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты.

Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: викарии Астанайской епархии – епископ Талдыкорганский Клавдиан и епископ Талгарский Вениамин; благочинный приходов Южной столицы, настоятель Никольского собора митрофорный протоиерей Валерий Захаров; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрофорный протоиерей Евгений Воробьев, духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов), протоиерей Вячеслав Чурбанов, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского собора протоиерей Александр Суворов, игумен Филипп (Моисеев), ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель информационно-издательского отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, ключарь Казанского собора Алма-Аты иерей Георгий Рублинский; протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Виталий Быструшкин, диакон Иоанн Чуркин, диакон Александр Пивень, диакон Сергий Слесарчук.

Песнопения праздничного богослужения исполняли хор Митрополичьего округа под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова и хор Вознесенского собора под управлением Н. Зубревич.

Для духовного утешения и укрепления верующих в кафедральный собор были принесены святыни, хранящиеся в домовой Иверско-Серафимовской церкви митрополичьей резиденции в Алма-Ате: ковчег с мощами новомучеников и исповедников Казахстанских, ковчег с камнем из расстрельной комнаты дома купца Ипатьева в Екатеринбурге, где пострадала Царская семья, и ковчег с частицей мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В ковчеге также содержатся святыни Патриарха-Исповедника – часть патриаршего куколя, часть гроба, в котором он был погребен, и наперстный крест, который святитель носил в бытность свою архимандритом в Америке.

За Литургией возносились сугубые молитвы о упокоении иерархов, священнослужителей, монашествующих и всех православных христиан «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ в лагерях, в темницах и во узах скончавшихся».

Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Евгений Иванов.

В завершение Литургии состоялось славление новомученикам и исповедникам Церкви Русской.

Затем Глава Казахстанского Митрополичьего округа поздравил духовенство и мирян с воскресным днем и празднованием в честь святых Православной Церкви, просиявших подвигами мученичества и исповедничества в ХХ столетии, и обратился к собравшимся со словом поучения.

«Для каждого православного христианина, для всякого верного чада Церкви Христовой день памяти мучеников и исповедников – это всегда важное духовное событие, укрепляющее веру, вдохновляющее на новые труды во имя Божие и на благо ближнего. Именно о мучениках писал святой апостол Павел: «Поминайте наставников ваших, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Первыми христианскими святыми были мученики. Слово «мученик» на греческом языке означает «свидетель». Они свидетельствовали погрязшему в пороке и безбожии миру о силе своего христианского упования, о вечных, непреходящих ценностях Евангелия. И мир покорялся этому свидетельству. «Кровь мучеников – семя христианства», – так говорил в третьем столетии церковный писатель Тертуллиан. Когда мы говорим о страдальческих подвигах архипастырей, священнослужителей, монахов и мирян в ХХ столетии, мы должны понимать, что такого мученичества не знала тысячелетняя история Русской Православной Церкви, такой жестокости не видел и древний мир на заре христианской эры. Мы веруем в чудесное предстательство наших святых перед Престолом Божиим. По их молитвам происходит благодатное изменение нашей жизни – победа над грехом, стяжание добродетелей, утверждение в заповедях; их заступлением осуществляется возрождение родного Православия. Сегодня никто нам не угрожает ни смертью, ни пытками, ни тюрьмами, ни ссылками за веру во Христа. Но в том-то и трагедия, что сейчас без всякого принуждения некоторые люди перестают жить духовной жизнью, отказываются от веры. Иные со злобными нападками обрушиваются на Церковь, в которой они были крещены и воспитаны, придирчиво отыскивают имеющиеся недостатки, а чаще – просто используют откровенную ложь. Сбывается пророческое слово Евангелия: по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь (Мф. 24:12). Действительно, в людях оскудевает это святое чувство и по отношению к Богу, и к ближнему. Что же может спасти наше общество от всех этих искушений и заблуждений? Конечно же, сильная вера, память о новомучениках и исповедниках, которые даже перед угрозой смерти не отреклись от Бога, не покинули спасительной церковной ограды. Они ушли к Богу, их имена – уже часть истории, но весь этот сонм страдальцев живет и продолжает нести свою высокую миссию. Новомученики и исповедники стали источниками благодатного света для нашего народа, славой и украшением Церкви. Страдальцы за Христа – опора дня сегодняшнего, ибо мы верим и знаем, что они сохранившие верность Господу Богу живы все доныне (Втор. 4:4). Они были умерщвлены, но остались непобедимы, претерпели унижения, но обрели вечную славу, погребены в безвестности, но торжествуют на Небесах, предстоя Престолу Божию и ходатайствуя за нас с вами, призывающих их в молитве. Их предстательством сохраняется православная вера на этой земле, которую приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II назвал «антиминсом, распростертым под открытым небом». Постараемся извлекать из прошлого нравственные уроки. Новомученики ХХ столетия должны стать примером нам, людям, живущим в ХХI веке – образцом твердости в вере, в любви ко Христу, в неукоснительном следовании истинам святого Евангелия, в милосердном отношении к ближним, в преданности родному Православию»
. Из проповеди митрополита Александра.

Служение митрополита Александра