Состоялась встреча митрополита Александра с главным имамом Духовного управления мусульман Казахстана в Улытауской области
Глава Казахстанского Митрополичьего округа совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Матронинском храме Алма-Аты
Епископ Геннадий принял участие в круглом столе, посвященном взаимоотношениям Русской Православной Церкви и музейного сообщества
Подведены итоги детского дистанционного конкурса, посвященного Дню космонавтики
Выступление митрополита Астанайского и Казахстанского Александра на международной научно-практической конференции «Регентское служение в Митрополичьем округе. Путь к мастерству»

EN

Сердечно приветствую всех вас – организаторов, участников и гостей Международной научно-практической конференции «Регентское служение в Митрополичьем округе. Путь к мастерству».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в конце 2016 года в российской столице состоялся I Международный съезд регентов и певчих. Главным итогом проведения этого духовно и культурно значимого форума стало образование Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию церковного пения. Благодаря работе совета и проведению еще двух международных певческих съездов, обсуждение насущных тем и вопросов, связанных с регентским делом и богослужебным пением, активизировалось и продолжилось на разных уровнях – общецерковных, епархиальных и приходских. Тема православного музыкального искусства не оставляет равнодушными ни иерархов, ни духовенство, ни прихожан, поскольку пение в храме – неотъемлемая часть Предания Церкви Христовой, существенная составляющая духовной жизни и одна из важных и выразительных форм современной церковной миссии, имеющей литургическое, просветительское и культурное измерения.

Наша конференция – это хорошая возможность обсудить практические и теоретические вопросы церковной музыки и исполнительского мастерства в Казахстанском Митрополичьем округе; мы можем углубиться в историю православных певческих традиций и обменяться профессиональным опытом. Перед тем как обозначить ряд актуальных вопросов богослужебного пения, хотел бы напомнить о том, что регентский труд – это служение Богу и людям, возвышенное призвание, которое требует от руководителя певческого коллектива глубоких знаний, высокой духовной ответственности и постоянного стремления к совершенству. И регент и поющий на клиросе, должны помнить и понимать, что богослужебное пение – это прежде всего молитвенный разговор человека с Богом, это жертва словесная, дар, угодный Творцу, выражение порыва верующей души. Первое христианское песнопение, согласно Евангельскому повествованию, принесли на землю ангелы в ночь Рождества Христова. Сам Спаситель со Своими учениками завершил Тайную Вечерю пением псалмов: «И, воспев, пошел на гору Елеонскую» (Мф. 26:30), освятив этим древнюю, ветхозаветную традицию. Христианское богослужение с первых моментов своего формирования наполнилось пением молитв, о чем свидетельствует апостол Павел: «Будем непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Еще более определенно он выразился в послании к Ефесянам: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (5:18,19). Дионисий Ареопагит называет церковное пение отражением пения Небесных сил – ангельских чинов, непрестанно славословящих Господа. По божественному замыслу православная Литургия – это единение мира Горнего и земного, ангелов и людей в поклонении Создателю. Наши песнопения включает ангельские гимны, которые упоминаются в Священном Писании и Предании. Например, всякий раз в Евхаристическом каноне звучит песнь Серафимов, которых в видении созерцал пророк Исаия: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). От ангелов был воспринят один из самых исполняемых и известных гимнов – «Трисвятое».

Церковное пение не просто музыкально сопровождает или украшает богослужение, но само является мелодической проповедью, эмоционально усиливает смысловое содержание общественной молитвы, помогает слушателю воспринимать и запоминать вероучительные истины.

Исходя из вышесказанного, для развития регентского дела и улучшения богослужебного пения необходимо, на мой взгляд, обратить внимание на решение следующих вопросов. Во-первых, регент должен быть образован не только с точки зрения музыкальной науки, но и владеть суммой богословских знаний, понимать богослужебные тексты, разбираться в литургике и уставе, владеть церковно-славянским языком. Духовное воспитание и воцерковление певчих – это тоже задача регента, которая не менее важна, чем поддержание в коллективе высокого уровня исполнительского мастерства. В образовательной и воспитательной деятельности регент должен опираться на священнослужителей, находить у духовенства поддержку в этой непростой работе. В связи с эти необходимо отметить значимость полного взаимопонимания и соработничества клироса и алтаря.

Регенту следует советоваться с настоятелем храма по вопросам репертуара, громкости звучания, темпа и иных особенностей исполнения. На христианской любви должны строиться все отношения на приходе, и в первую очередь – между духовенством и церковнослужителями.

Во-вторых, пению в наших храмах необходимо возвращать молитвенный дух и настроение. Искажение, обмирщение церковной музыки – болезнь древняя. В 75-м правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 692 году, говорится: «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественных криков и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви. Но с великим вниманием и умилением приносили пение Богу, назирающему сокровенная». Обмирщение богослужебного пения вызывало глубокую тревогу целого ряда выдающихся иерархов и подвижников благочестия, желавших сохранить строго церковных дух богослужебного пения. Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий I, употребивший немало усилий для восстановления богослужебного строя и благолепия в нашей Церкви после десятилетий жестоких безбожных гонений, так рассуждал на эту тему: «Зачем нам гоняться за безвкусным, с точки зрения церковной, подражанием светскому пению, когда у нас есть изумительные образцы пения старого церковного, освященного временем и традициями церковными». «Исполнение церковных песнопений в крикливом тоне светских романсов и страстных оперных арий, – говорил Патриарх, – не дает возможности молящимся не только сосредоточиться, но даже уловить содержание и смысл песнопений».

Он призывал: «Мы должны сделать все возможное для того, чтобы изгнать мирской дух из нашего церковного пения».

Верующий человек ждет от богослужения в храме именно молитвы, а не вокальных экспериментов или виртуозного концерта. Неспешное, спокойное, умиротворенное пение в храме приближает молящихся к Богу. Неправ тот регент, который старается все внимание молящихся приковать к звучанию своего коллектива. Церковное пение предназначено не отвлекать богомольцев своим исполнением, а содействовать богообщению и возвышать души стоящих в храме к Небу. Чтобы пение было правильным, по-настоящему традиционным и церковным, регент и певчие должны понимать смысл исполняемого текста и сами молиться. Приснопамятный заведующий регентской школой Московской Духовной Академии схиигумен Никон (Смирнов) говорил: «Молится регент – молится хор. Молится хор – молится и храм».

В-третьих, каждый регент исходя из возможностей своего коллектива, объективно оценивая уровень вокальных данных и музыкальную грамотность певчих, должен определиться с репертуаром. Диапазон музыкальных жанров и стилей необычайно широк. Здесь необходимы хорошее знание церковно-певческих традиций, такт и мудрость, чтобы избежать крайностей. Начинающего регента подстегает с одной стороны опасность увлечения древними распевами, знаменным или византийским пением, которое с трудом воспринимается большинством современных прихожан, с другой – неразборчивое погружение в партес, копирующий красивую, но абсолютно светскую музыку, радующую слух, но ничего не дающую сердцу.

Решение как вышеозначенных вопросов, так и исследование иных актуальных тем церковного музыкального искусства, богослужебного пения и регентского делания, являются задачей нашей сегодняшней конференции и, надеюсь, ряда последующих научно-практических мероприятий подобного рода. Всем нам необходимо сформулировать программу действий по развитию и укреплению певческих коллективов епархий Казахстанского Митрополичьего округа. Обмен мнениями, опытом и знаниями в еще большей степени поможет регентам и певчим прочувствовать значимость служения Богу и людям на поприще духовной музыки.

Две тысячи лет церковное пение, объединяя музыку и слова молитв, воздействует на людей своей благодатной силой – возвышает душу над земным, врачует душевные немощи, облегчает скорби, помогает человеку ощутить красоту Небесного Царства. «Пойте Богу нашему, пойте; Пойте Царю нашему, пойте» (Пс. 46:7). Желаю всем плодотворной работы и полезного общения. Божие благословение да прибывает со всеми вами.

Послания митрополита Александра