По случаю взятия Эрзерума
- Раздел: Духовное наследие
- Пимен Верненский
«Приятно принадлежать к народу-победителю, но надо сначала заслужить эту честь».
Богу угодно было на этих днях порадовать нас великою славною победою, увенчавшею русское оружие на кавказском фронте. Пал к ногам Его Величества Эрзерум, первоклассная турецкая крепость, бывшая долгое время оплотом турецкого могущества против нашего Закавказья и являвшаяся угрозою для последнего. Не устоял он под ударами наших христолюбивых воинов. Благодарение Богу, победители нас творящему!
Значение ныне празднуемой победы неисчислимо громадно. Прежде всего, благодаря ей Кавказ, драгоценнейшая жемчужина русской короны, теперь в полном мире и безопасности может продолжать свое существование: турецкие силы не имеют теперь на далекое расстояние ни одного важного и крепкого оплота. Затем, со взятием Эрзерума, открылась дорога через всю Малую Азию к предместьям Константинополя. Но важнее всего моральное духовное значение взятия Эрзерума. Всякий раз, когда турок бьют русские, рядовые турецкие поданные вопиют: «ахыр заман» – конец света (пришел)! Теперь этот плачевный возглас турок приобретает для них особенно острый роковой смысл. Настойчиво поддерживавшееся нашими врагами их темное царство, царство чувственности, царство лжи и насилия неуклонно приближается к своему бесславному концу. Готовы воспрянуть стонавшие под игом турок христианские народы. Видны в празднуемом событии и сила Христа, и бессилие Магомета. Да, действительно, пришел конец его миру, его царству.
Приятно, братие, принадлежать к народу победителю: чувствуется подъем сил, хочется верить в лучшее будущее. Но это счастье нами незаслуженно: оно есть чистый дар милости Божией к нам, грешным и недостойным, оно есть и дар, вернее, жертва на нашу общую пользу от христолюбивых воинов. Однако мы можем и заслужить его. Для этого стоит только возобновить в уме и сердце чувства наши, переживавшиеся нами в начале этой великой войны, и пустить их скорее в дело, чтобы современная нам жизнь не обличала нас в равнодушии и безучастности. Вот над нами в здании семинарии находятся на излечении раненые воины, наши дорогие гости. Усилить в отношении к ним свою заботливость, свои ласки – это будет означать уже с нашей стороны часть платы за геройские подвиги нашей доблестной армии, согласованно и единодушно борющейся с врагом. Или вот среди нас живут православные воины, готовящиеся идти на поле брани. Если мы своим поведением, своим любовным к ним отношением сумеем поддержать в них бодрость и решимость бороться со врагом до конца, то внесем и другую часть платы за доставленную нам радость. Но все же этой платы недостаточно. Война родит много бедствий, много причиняет горя, много производит затрудений, но чтобы быть успешною, требует терпения, настойчивости, трудолюбия, единодушия. О даровании этих благ духовных нам мы и помолимся, братие, на нынешнем молебне. Пусть Господь Бог дарует нам быть полезными участниками в работе нашего дорогого отечества в переживаемой войне, чтобы быть нам потом и полноправными участниками его радости о конечной победе над врагами. Аминь.
Речь, произнесенная на молебне в Иоанно-Богословском храме Пермской духовной семинари 7 февраля 1916 года по случаю взятия турецкой крепости – твердыни и оплота турецкого могущества. Была помещена в городской газете «Пермские ведомости», а также в «Пермских Епархиальных Ведомостях», №7, 1916.