1953 год. 22.XII/4.I После Литургии
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Вы наверное заметили, как украсилось Богослужение сегодня вечером исполнением песнопения «Волною морскою…»? Вы помните, что это же самое поется, с несколько измененными словами, еще в Великую Субботу перед Пасхой?
Но что же общего между Рождеством и Пасхой?! Духовные писатели и составители богослужебных песнопений находят нечто общее. Христос лежит в тесном Гробе, но Церковь уже заранее торжествует Его Воскресение, победу над смертию. Младенец-Христос находится еще в Девственном чреве Богоматери и, как из пещеры, должен появиться в мир, чтобы принести нам прощение и спасение. И тут, и там враги: в одном случае – распинавшие Христа фарисеи, книжники и первосвященники, которым как будто удается даже временно одержать победу; в другом – царь Ирод, который ищет погубить Младенца-Христа, так что приходится Пречистой Деве с Иосифом и Младенцем бежать ночью в Египет. Но Бог Отец сохраняет Христа от злобы Иродовой, и воскрешает Его после Крестных страданий. Оба эти события прообразовало в Ветхом Завете одно и то же чудо – переход евреев через Чермное море и гибель фараона, мучителя-гонителя.
Уже слышали мы с вами в стихирах Праздника, что идут волхвы поклониться новорожденному Христу, несут Ему подарки. Через два дня и мы с вами будем поклоняться Богомладенцу, лежащему в яслях. Что же мы подарим Ему? Что Творцу вселенной может быть приятно получить от нас? – Ничего ему не нужно, кроме любви нашей: «Даждь ми, сыне, твое сердце!»
С каким же чувством будем мы подходить и лобызать Его, лежащего в яслях? – Если подойдем с сердцем, очищенным покаянием и приобщением Святых Тайн, с благоговением и любовью, то уподобимся волхвам, принесшим Ему дары и поклонившимся Ему, как Богу. Если же будем поклоняться Ему с сердцем злым, нечистым, завистливым, исполненным гордости, то не уподобимся ли мы царю Ироду, который тоже говорил, что хочет поклониться новорожденному Царю? Берегитесь этого, други мои!
Осталось еще два дня: позаботьтесь очистить свое сердце покаянием! Вы скажете, что это – слишком короткий срок для покаяния. Но, други мои, вспомните разбойника, который раскаялся в течение нескольких минут, и был прощен, и первым вошел в рай. Вспомните блудницу, омывшую слезами ноги Спасителя; мытаря – разве они долго каялись? Важно искренно почувствовать свой грех, возненавидеть его, оплакать, и стараться впредь его не совершать. Также и в Евангельской притче – блудный сын едва лишь подошел ко Отцу своему, только отверз уста свои, чтобы покаяться, как уже был прощен Отцом, который сам вышел к нему навстречу и с радостию принял его в свои «Объятия Отча».
Покайтесь горячо со слезами и идите смело к тому, Кто сам сказал нам: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении (грехами), и Аз упокою вы…» Вы увидите сами, что праздник тогда будет у вас светлым и пресветлым, чего я вам всем молитвенно желаю. Аминь.