Аскетические размышления
Удивительная вещь: мы всю жизнь себя лелеем, занимаемся только ароматами, себя намащиваем, купаемся, изящно одеваемся и когда умрем – разлагаемся при зловонии. А святые – наоборот: постились, весьма скромно одевались, не намащивали себя ароматами и в час смерти своей уже издавали благоухание и нетление.
Человек должен владеть собой, и тот, кто не владеет собой, достойный презрения варвар.
Разум должен сдерживать чувства, чувства должны сглаживать и гуманно отеплять разум.
И разум и сердце – одно в разных делах.
Действительность говорит: без разума совесть слепа, без совести разум холоден и бледен.
«Беснование» разума – бунтует сердце… порочное сердце отравляет разум.
Череп для ума, сердце для чувства и печень для хотения, начало же их – сердце.
Разум, воспетый Кантом, есть царь и Господь, но этот «царь» и «Господь» – без чувств, что и Сам бы Бог без любви.
Разум не должен быть всецело зависим от чувств!
Чувства без разума – безвольная корова! Разум не должен забывать о существовании чувств – тогда только настоящий человек.
Надо стараться обручить навсегда чувство, разум и волю!
Разум и чувства, да не разлучат вас ни загсы, ни консистории. Разум и чувство нераздельно должны функционировать в человеке, быть человеком земным и небесным, а то – беда.
Между телом и духом должна быть полная гармония – и будешь с большой буквы человек!
Отказ от страстей и желаний, и бешеная погоня за ними оказываются равносильным вредом, и даже преждевременной гибелью.
Грех – есть явление не только духовно-нравственное, но и телесно-физическое.
Подвиг есть в сражении, подвиг есть и в борьбе, высший подвиг в терпении, любви и молитве.
Сердце – рабочая камера правды и неправды, добра и зла. За сердцем следит ум.
Мы, будучи на небе, думаем о возвращении на землю и, будучи на земле, – думаем о небе. – Человек.
Мы часто после ошибок долго боремся с собою, сваливая все свои грехи то на судьбу, то на отца, то на Бога.
Хотя и трудно, но надо мирно жить с самим собой.
Подлинного гуманизма, любви к человеку без Бога не найдешь.
Школа познания воли Божией, школа познания человеческих скорбей.
Неомраченный храни в несчастьях дух.
Чтобы попасть в рай, нужно прежде всего выполнить пять заповедей: 1. Накормить. 2. Напоить. 3. Одеть. 4. Посетить. 5. Простить.